Самолет-истребитель Мессершмитт Bf 109F-2
Самолет-истребитель Мессершмитт Bf 109F-2. Германия
Экипаж — 1 человек
Двигатель — «Даймлер-Бенц» DВ 601N
Мощность — 1200 л.с.
Размах крыла — 9,9 м
Площадь крыльев – 16,2 кв. м
Масса пустого самолета – 2355 кг
Масса максимальная взлетная – 3120 кг
Максимальная скорость на высоте / у земли — 600 / 515 км/ч
Практический потолок – 12 000 м
Максимальная дальность – 845 км
Вооружение: 1х15-мм пулемет МG 151/15; 2х7,92-мм пулемета МG 17.
Из множества типов боевых самолетов, принимавших участие во Второй мировой войне, немецкий истребитель Мессершмитт Bf 109 занимает свое особое место. Он принял боевое крещение в небе Испании, являясь основным истребителем Люфтваффе, и в различных модификациях прошел всю Вторую мировую войну, вплоть до 1945 года. Простой в управлении, быстрый в маневре, грозный в атаке, простой и технологичный в производстве Мессершмитт Bf 109 по праву считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны.
Проектирование этого самолета началось в 1934 году, когда командование ВВС Германии объявило конкурс на создание одноместного истребителя для замены устаревших истребителей-бипланов Хейнкель Не 51 и Арадо Ar 68. Главный конструктор авиационной фирмы Bayerische Flugzeugwerke AG Р. Бауэр под руководством Вилли Мессершмитта постарались соединить воедино минимальную по размерам и массе конструкцию и мощный двигатель. Результатом этой работы стало создание одноместного цельнометаллического моноплана с закрытой кабиной и убирающимся шасси.
Истребитель Bf 109 разрабатывался на основе спортивного моноплана небольших размеров, поэтому нагрузка на крыло оказалась высокой и его пришлось снабдить щелевыми закрылками и автоматическими предкрылками. Хорошие летные качества, удобство в эксплуатации и технологичная конструкция обусловили успех этой машины.
Конструкция Bf 109 в полной мере соответствовала наметившейся к середине 1930-х годов тенденции — переходу от истребителей-бипланов с двигателем воздушного охлаждения к монопланам с двигателем водяного охлаждения. В передней части относительно длинного и узкого металлического фюзеляжа первоначально устанавливался двигатель Jumo 210А, вскоре замененный мотором «Даймлер-Бенц» DВ-600, а на последних модификациях — DВ-601 или DВ-605, при этом мощность силовой установки самолета за время его серийного производства возросла с 610 до 1475 л.с., а при использовании систем форсирования двигателя GМ-1 или МW-50 максимальная мощность могла достигать и 1800 — 2000 л.с., при этом максимальная скорость самолета выросла с 420 км/ч до 685 км/ч.
Расположенная в средней части фюзеляжа кабина пилота закрывалась фонарем, состоявшим из козырька, средней части, откидывавшейся на правый борт, и части, находившейся за кабиной. Остекление из высококачественной прозрачной пластмассы обеспечивало пилоту хороший обзор во все стороны. Кабина пилота была оборудована необходимыми навигационными приборами и приборами для контроля за работой систем самолета. Как правило, на самолете устанавливался кислородный прибор, а в хвостовой части фюзеляжа размещалась радиостанция. На последних модификациях использовалась также авиационная опознавательная радиостанция FuG-25А, представлявшая собой приемопередатчик, принимающий сигналы наземной УКВ-радиостанции и автоматически подававшей ответный условный сигнал. Под сиденьем пилота и за кабиной располагались два металлических топливных бака общей емкостью 400 л. На некоторых модификациях была предусмотрена возможность размещения под фюзеляжем дополнительного топливного бака. Самолет имел низкорасположенное трапециевидное в плане крыло с металлической работающей обшивкой, которое отличалось исключительно малым весом. Уборка шасси осуществлялась с помощью гидропривода, колеса были снабжены гидравлическими тормозами. Самолет был устойчив и управляем на всех режимах полета. Очень важным обстоятельством было и то, что по технике пилотирования он был прост и доступен для летчиков средней и ниже средней квалификации.
В сентябре 1935 года самолет Bf 109 совершил первый полет, а уже в 1936 году поступил на вооружение Люфтваффе. Первые серийные машины Вf 109В-1 («Бруно») сошли со сборочной линии в феврале 1937 года, их получила истребительная эскадра Люфтваффе JG 132. Воздушные бои в небе Испании с советскими истребителями, которые вели 40 самолетов первых серийных модификаций Bf 109 В-1 и В-2 из состава германского легиона «Кондор», показали необходимость повышения мощности его двигателя и усиления вооружения. Поэтому вскоре к двум установленным над двигателем синхронным 7,92-мм пулеметам МG 17 (в модификации Bf 109В) были добавлены еще два крыльевых 7,92-мм пулемета (модель Bf 109 С-1). В начале 1939 года появляется еще один вариант — Мессершмитт Bf 109Е-1 с двигателем «Даймлер-Бенц» DB 601 мощностью 1050 л.с. Этот самолет развивал скорость 550 км/ч, и наряду с пулеметами имел и пушечное вооружение – две 20-мм пушки MG FF. В варианте истребителя-бомбардировщика Bf 109 Е-1/В он мог нести четыре бомбы калибром 50 кг или одну бомбу калибром 250 кг. Именно с этим истребителем германские ВВС вступили во вторую мировую войну. Модификация Мессершмитта Bf 109Е-3, развивавшая скорость до 570 км/ч, в 1940 году широко применялась в боях с французскими и британскими самолетами. В 1940 – 1941 годах было выпущено 4000 самолетов Bf 109Е.
Благодаря высоким летно-тактическим характеристикам самолет модификации Bf 109Е находился в производстве без существенных изменений в течение первых двух лет Второй мировой войны, и лишь с 1941 года начал заменяться более совершенными модификациями F, G и К.
В 1941 году люфтваффе приняло на вооружение новый Мессершмитт Bf 109F — одну из лучших по своим пилотажным и маневренным характеристикам его модификаций. Всего было изготовлено до 2200 этих машин в нескольких вариантах, так — Мессершмитт Bf 109F получил новый 12-цилиндровый V-образный двигатель DB 601N жидкостного охлаждения взлетной мощностью 1200 л/с. Самолет модель Bf 109F-1 был вооружен одной 20-мм пушкой МG FF/М (скорострельность — 520 выстр./мин) и двумя 7,92-мм пулеметами МG 17; а на истребителе модели Bf 109F-2 взамен МG FF/М монтировался более скорострельный 15-мм авиапулемет МG 151/15. На самолет Bf 109F-3 был установлен более мощный двигатель DB 601E (1350 л.с), а на модели Bf 109 F-4 появилась 20-мм авиапушка МG 151/ 20, дополнительная бронезащита и протектированные топливные баки. Однако с усовершенствованием двигательной установки и вооружения, основные изменения в Мессершмитте Bf 109F в большей степени коснулись планера самолета, получившего новый внешний вид, сохранившийся до конца войны с более совершенной аэродинамикой: улучшенной формой капота двигателя; увеличенным размером кока винта. В этой модели радиаторы были сильно «утоплены» в крыло; законцовки крыла стали скругленными; уменьшилась длина предкрылков и размах элеронов; исчезли подкосы горизонтального оперения; была доработана геометрия шасси, а хвостовое колесо стало наполовину убираться в фюзеляж. В итоге, скорость этой машины выросла с 570 до 630 км/ч.
На 22 июня 1941 года 60% всех германских истребителей Мессершмитта Bf 109 относились к этой модификации. Модернизированный истребитель Bf 109F по летно-техническим характеристикам существенно превосходил советские истребители. Стремясь сохранить превосходство в воздухе, командование люфтваффе летом 1942 года впервые применило под Сталинградом новый модернизированный истребитель Bf 109G с двигателем повышенной мощности (всего было выпущено 14122 самолета этой модификации). В 1943 году на модели Bf 109G-6 было усилено вооружение: 7,92-мм пулеметы МG. 17 заменили 13-мм крупнокалиберными МG.131. Кроме того, на многих машинах под крылом дополнительно устанавливались по два подвесных контейнера с 20-мм пушками МG 151/20. На отдельных самолетах серии G-6 пушка МG.151, стрелявшая сквозь втулку винта, заменялась более мощной 30-мм авиапушкой МК.108. Причем в зависимости от установленного оборудования и вооружения каждая модификация имела по нескольку вариантов и подвариантов. Так, например, модификация G существовала в 12 основных вариантах и в более чем 30 подвариантах, предназначенных, например, для выполнения задач истребителя-бомбардировщика или фоторазведчика. Переоборудование самолетов осуществлялось с помощью двух, так называемых, «переделочных комплектов». С помощью комплектов первого вида самолеты переоборудовались в заводских условиях, а комплекты второго вида предназначались для переоборудования в полевых условиях силами авиаремонтных подразделений. Необходимо отметить специфику применения немецких истребителей. На советско-германском фронте им приходилось участвовать в воздушных боях, как правило, на высотах до 4500 м. Против бомбардировочной авиации союзников они вели атаки на больших высотах. Создать же двигатель, способный развивать максимальную мощность как у земли, так и на большой высоте, оказалось настолько сложно, что немецким конструкторам пришлось идти на компромисс. Двигатель «Даймлер-Бенц» DB 605, стоявший на Bf 109G, обеспечивал самолету максимальную скорость полета на высоте около 7000 м. Чтобы повысить высотность двигателя, на самолет устанавливалась система подпитки закисью азота GМ-1. Для кратковременного же увеличения мощности двигателя на малых высотах на многих машинах дополнительно монтировалась система водометанолового форсирования МW-50.
Внедрение этих двух систем улучшило взлетно-скоростные характеристики в полете, однако из-за возросшей массы двигателя, вооружения и усиления бронирования маневренные характеристики Bf 109G ухудшились. И если для бомбардировщиков противника Bf 109G стал весьма опасен, то в маневренном противоборстве преимущество было на стороне советских «Яков», «Лавочкиных» и английских «Спитфайров».
Выпуск в 1944 — 1945 годах более скоростных истребителей Мессершмитт Bf 109 модели К, которая включала в себя все удачные доработки предыдущих вариантов, в целом, не изменила характера боевых действий в воздухе, так как в вооруженных силах стран-участников антигитлеровской коалиции также появились усовершенствованные самолеты-истребители Ла-7, Як-3, Як-9У, «Спитфайер» XIV, Р-51 «Мустанг». Из выпущенных в 1944 году 14 000 истребителей Вf 109 на долю новой модели Вf 109К пришлось всего 754 экземпляра. За последние месяцы войны в 1945 году люфтваффе получило еще 2970 истребителей Вf 109, из которых более половины были модели G, а остальные — модели К.
Самолет Мессершмитт Bf 109 стал одним из самых массовых истребителей Второй мировой войны. Всего в 1937 — 1945 годах в Германии было произведено 30573 истребителей Мессершмитт Bf 109 в 23 основных модификациях.
В экспозиции музея представлен макет истребителя Мессершмитт Bf 109 F-2 В. Брандля, командира 2-й группы 3-й эскадры «Удет» из состава 3-го воздушного флота (одержавшего 180 побед), летом 1941 года дислоцировавшегося под Смоленском.
Макет самолета построен НПК «Антарес» при участии АООТ «Тушинский машиностроителъный завод» под руководством ТОО «ВДА».
Bf.109G
Истребитель Bf.109 был создан конструктором фирмы «Байерише Флюгцойгверке» Вилли Мессершмиттом в середине 1930-х гг. 28 мая 1935 года состоялся первый полет этой машины, что уже само по себе говорит о ее феноменальном характере. Вряд ли найдется в мировой истории другой самолет, сумевший в качестве грозного оружия прослужить десятилетие, 6 лет которого пришлись на Вторую мировую войну. При этом Bf.109 в зависимости от модификации выступал в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолета-разведчика.
Bf.109 стал одним из самых массовых и известных самолетов в истории, уступив по количеству выпущенных машин лишь штурмовику Ил-2. До поражения Германии в 1945 году было произведено 33 984 единицы Bf.109 и почти половина из них (14 122 шт.) пришлась на модификацию Bf.109G («Густав») — высшую точку развития семейства 109-х. Потолок аэродинамических характеристик самолета был достигнут еще на предыдущей модификации Bf.109F («Фридрих»). В дальнейшем немецкие конструкторы пошли по пути повышения мощности двигателей и усиления вооружения. На Bf.109G стоял новый двигатель Daimler Benz 605, представлявший собой, по сути, переработанный вариант мотора DB 601, известного еще по предыдущим модификациям D, E и F. Однако его блок цилиндров был переработан таким образом, что общий объем цилиндров возрос с 33,9 до 35,7 литров, что дало увеличение мощности на 175 лошадиных сил без заметного увеличения габаритов.
Вооружение также подверглось изменениям: крупнокалиберные пулеметы 13-мм MG-131 пришли на смену стандартным пулеметам MG-17 калибром 7,92 мм. По сторонам капота двигателя появились характерные выступы — обтекатели питающей системы новых пулеметов.
Bf.109G вышел более скоростным и мощно вооруженным, чем его предшественники, которые и так не позволяли расслабиться истребителям союзников. Казалось бы, это дает дополнительное преимущество немецким летчикам. Если бы не одно большое «но». Дополнительное оборудование и вооружение значительно увеличили вес «Густава»: по сравнению с «Фридрихом» — на 10%, по сравнению же с первой серийной модификацией Bf.109 B («Бруно») общий вес увеличился на 46%. Хотя новый двигатель и позволял летать быстрее, маневренность и управляемость машины ухудшились. Неудивительно, что когда весной 1942 года Bf.109G начал поступать в боевые части, многие опытные истребители люфтваффе посчитали новый истребитель определенным шагом назад в развитии самолета. Однако следует отметить, что все изменения, касающиеся силовой установки и вооружения, произошли не сразу, а стали результатом постепенного совершенствования Bf.109G.
Ниже представлены основные варианты Bf.109G, отражающие вехи развития данного истребителя:
— Bf.109G-0 — нулевая предсерийная модификация с герметичной кабиной пилота и двигателем DB-601E;
— Bf.109G-1 — первая серийная модификация с капотом, увеличенным под двигатель DB-605, и большим маслорадиатором;
— Bf.109G-2 — первая модификация, поступившая на вооружение боевых частей. Была оснащена двигателем DB-605 с системой высотного форсажа GM-1;
— Bf.109G-3 и Bf.109G-4 — отличался от предыдущих модификаций радиостанция FuG 16z, установленной вместо FuG 7a. Кроме того, на G-4 было установлено новое, более широкое колесо, из-за которого на верхней поверхности крыла появлялись выштамповки, что еще более отрицательно сказывалось на аэродинамике;
— Bf.109G-5 — отличался наличием двигателя DB-605AS с большим нагнетателем от DB-603. Считалось, что нагнетатель дает лучший эффект, чем система форсирования. Любопытно, что у части Bf.109G-5 была деревянная хвостовая часть фюзеляжа. Так как деревянный хвост был тяжелее обычного, на маслобаке устанавливался противовес.
— Bf.109G-6 — модификация без герметичной кабины (она была сочтена излишней). Именно этот тип впервые получил 13-мм пулеметы MG-131, а с начала 1944 года центральную пушку MK-108 калибром 30 мм, одного снаряда которой было достаточно для уничтожения одномоторного цельнометаллического истребителя. Двухмоторный бомбардировщик сбивался 4-5 снарядами. Если «Густав» был самым массовым среди 109-х, то 6-я модель стала его самым распространенным и известным вариантом. Ее производство началось осенью 1942 года и продолжалось до самого конца войны.
Bf.109G-6 изначально создавался как универсальный самолет, способный менять оборудование в зависимости от выполняемых задач. Например, вариант истребителя-бомбардировщика Bf.109G-6 /R-1 мог нести одну бомбу весом 250 или 500 кг, а вариант Bf.109G-6 /R-2 имел установку для запуска двух реактивных снарядов Wgr-21.
Bf.109G-6 оснащался системой форсирования двигателя MW-50 или системой высотного форсажа GM-1. С весны 1944 года на него ставился сменный мотор DB-605D, при помощи которого Bf.109G-6 разгонялся до рекордных среди серийных истребителей Bf.109 685 км/час.
Можно сказать, что Bf.109G стал одновременно вершиной и тупиком развития знаменитого семейства 109-х. В первые годы войны этот самолет как минимум не уступал американским и британским истребителям и превосходил все советские, в частности благодаря постоянному совершенствованию своей аэродинамической схемы. Впоследствии внимание немецких конструкторов к аэродинамике ослабло в пользу усиления вооружения и повышения мощности двигателя. Результат не замедлил сказаться: к концу войны качественное превосходство поршневых истребителей союзников над их германскими аналогами стало бесспорным. Впрочем, к 1945 году Германию не спасли бы от поражения и самые совершенные самолеты. К тому же уже открывалась новая эра в истории авиации — эра реактивных двигателей. И здесь немцы тоже сумели отличиться, создав и первыми испытав в бою реактивный истребитель — Me.262. Но это уже совсем другая история.
Обсудить материал можно здесь.
Messerschmitt Bf.109D
В июле 1938 года известный в мире американский пилот Альфорд Вилльямс — близкий друг Удета — прилетел в Германию на «Гульфхоке» G-22 фирмы «Грумман» и получил разрешение подняться в воздух на Bf.109D. Вилльямс потом составил отчет о своем полете, где он назвал Bf. 109 лучшим истребителем в мире. Не известно какие были бы его оценки, если бы кроме Bf. 109 он облетал еще и «Харрикейн» или «Спитфайр». Его оценка в основном базировалась на той информации, которую ему предоставили в Германии. К тому же Вилльямсу не сказали, что самолет, на котором он летал, имел гораздо более мощный мотор, чем те которые состояли на вооружении истребительных эскадрилий.
С самого начала работ по Bf. 109 планировалась установка на него двигателя DB 600 — 12-цилиндрового, типа перевернутой V, жидкостного охлаждения, работа над которым началась на «Даймлер-Бенце» в 1932 г.
В самом деле, первоначальные требования воздушного штаба предусматривали взаимозаменяемость двигательных установок DB 600 и Jumo 210. Еще в июне 1937 г на Bf. 109 V10 двигатель Jumo 210G заменили на DB 600Аа. Таким образом он стал первым опытным самолетом Bf. 109D. Правда, в рождении последнего эта опытная машина сыграла мало роли, так как была разбита в Цюрихе. VI1, V12 и VI3 (первоначально последние предсерийные Bf.109B-0) были оснащены новым двигателем, а последний получил специально форсированный DB 601, что и принесло Германии мировой рекорд скорости среди сухопутных самолетов.
Bf. 109D был по сути промежуточным решением в ожидании поступления Bf.109E с двигателем DB 601, хотя и имел характеристики гораздо более высокие, чем вариант с Jumo 210. Тому были три причины. Главной из них было то, что с самого начала — с 1933 г люфтваффе делали основную ставку на бомбардировочную авиацию, которую следовало создать как можно скорее, чтобы избежать возможного противодействия немецкому вооружению со стороны Англии и Франции. Таким образом приоритетными были поставки DB 600 для «Хейнкеля» Не 111. К 1938 г взгляды переменились диаметральным образом, а двигатель DB 600 уже заменялся в производстве на DB 601. В результате РЛМ решило ограничиться выпуском небольшого числа Bf. 109D под DB 600, а основной упор сделать на Bf.109E с DB 601. Всего было выпущено меньше 200 Bf. 109D. Третьей причиной было то, что DB 600 был не особо доведенными, и тем более не годился для одномоторного истребителя из-за недостаточной надежности.
DB 601 имел почти те же размеры, что и DB 600. Цилиндры и поршни остались без изменений. Карбюратор первого был заменен на непосредственный впрыск топлива на втором. Степень сжатия увеличили с 6,5 до 6,9, наддув усилили, а нагнетатель получил автоматическую систему регулирования наддува при помощи гидромуфты. Непосредственный впрыск топлива снижал его расход, позволял использовать бензин с меньшим октановым числом и в отличии от карбюратора позволял мотору долго работать при отрицательных перегрузках. Однако все эти новшества потребовали длительной доводки, а решение о снятии с производства DB 600 было уже принято. Как следствие, к концу 1938 г DB 601 фактически еще не было в достаточном количестве, а производство DB 600 уже еле теплилось. Так что Bf.109 с Jumo 210 оставался в производстве на шесть месяцев дольше, чем планировалось.
Небольшая установочная партия Bf.109D с DB 600Аа была заказана в конце осени 1937 г. Подобно установочной партии В-серии все они получили номера «ферзух», но послужили для доводки уже самолетов серии «Е». Так Bf. 109D-01 и D-02 стали Bf. 109 V14 D-IRTT и Bf.109 VI5 D-IPHR. Вслед за ними со сборочной линии стали сходить Bf.109D-1, поставки которых в 1-ю группу 131-й истребительной эскадры начались весной 1938 г.
Bf. 109В-1 легиона «Кондор» над окопами республиканских войск.
Bf. 109D-1 за противопожарной перегородкой практически не отличался от Bf. 109C. Была только увеличена толщина обшивки, усилены полки лонжеронов, усилены стойки шасси. DB 600А работал на управляемый электроприводом, трехлопастный, металлический винт изменяемого шага. Двигатель ставился на мотораму, прикрепленную к шпангоуту четырьмя болтами. Большой туннельный радиатор под носом самолета был заменен на небольшой маслорадиатор. Гликоле-вые радиаторы же были перенесены под крыло, что потребовало сделать в его конструкции дополнительные вырезы и, как следствие, усилить дополнительной пластиной. Воздухозаборник нагнетателя был установлен над портом выхлопных патрубков. Емкость фюзеляжного бака, повторявшего контур сиденья пилота, была увеличена до 400 л.
Брони никакой не было. Вооружение состояло из двух 7,9-мм пулеметов MG 17 с 500 патронами на ствол и 20-мм пушки MG FF/M со 160 снарядами. Пулеметы были установлены перед кабиной и синхронизированы для стрельбы через винт, а пушка монтировалась непосредственно на картере двигателя и стреляла через кок винта, что эффективно снижало ее отдачу. Позже было установлено, что MG FF оказалась не совсем подходящей для такой установки и ее на Bf. 109D-1 не ставили, а боезапас MG 17 увеличили до 1000 патронов на ствол. Более мощным был вариант Bf.109D-2 с еще двумя крыльевыми MG 17. a Bf.109D-3 имел две крыльевые MG FF, но они не выпускались серийно в ожидании готовности Bf.109E.
В целом управляемость Bf.109D-1 была аналогичной истребителю с Jumo 210, несмотря на заметное увеличение веса и. как следствие, радиуса виража. Управляемость на больших скоростях несколько ухудшилась, а в остальном все было отлично. Взлет с опущенными на 200 закрылками был чрезвычайно коротким, скороподъемность — отличной. Летные данные на высоте были хорошими, хотя самолет имел очень большую скорость сваливания. Сваливание происходило без попадания в штопор, при этом самолет предупреждал о приближении к опасному режиму тряской элеронов. Элероны были связаны с закрылками и зависали на 110 при выпуске последних. Большая носовая центровка балансировалась сменой угла установки стабилизатора, который варьировался от +30 до -80.
Боевая карьера Bf. 109D-1 оказалась короткой, как и его производство, хотя до снятия с вооружения в конце 1940 г самолет побывал в довольно большом числе частей. Bf. 109D-1 поступил на вооружение 1-ой группы JG 131 в Йесау весной 1938 г. В течение года с формированием командования истребительных групп ее переименовали в I/JG 130, а с созданием весной 1939 г воздушных флотов — в I/JG 1. До начала польской компании эта группа сменила свои Bf.109D на Bf.109E. Недолго Bf.109D-1 служили в I/ZG 1 (бывшей 1-й группы 141-й эскадры тяжелых истребителей) в Ютербог-Дамме. Весной и летом 1939 г их заменили на Bf 110. Дольше истребитель служил в 2-й и 26-й эскадрах «охотников».
I/ZG 2 (бывшая I/JG 231) была перевооружена с Bf.109B на Bf. 109D-1 весной 1939 г. Это оказалась единственная часть, использовавшая истребители данного типа в польской компании, правда, под обозначением J.Gr.102. В этой компании J.Gr.102 (или I/ZG 2) располагалась в Гросс-Штейн, к югу от Оппельна в Верхней Силезии.
Группа находилась в подчинении воздушного командования специальных операций во главе с Вольфрамом фон Рихтгофеном. Bf. 109D-1 из этой группы должны были прикрывать Ju 87B из I и II/St.G.77 и Hs 123A из II(Shl.)/LG 2, но, так как противодействие со стороны польских истребителей было слабым, истребители использовались для штурмовок наземных целей. С завершением польской компании Bf.109D-1 были сменены на Bf 110. При этом было восстановлено название группы I/ZG 2. ZG 26 «Хорст Вессель» (бывшая 142-я эскадра тяжелых истребителей) с тремя группами в Дортмунде, Верле и Липпштадте почти полностью была вооружена Bf.109. Истребители Bf.109D-1 были в одной из эскадрилий 1-ой группы (остальные были вооружены Bf.109B и Bf.109C, как и вся 3-я группа) и во всех трех эскадрильях 2-й группы. Но в польской компании эта эскадра практически не участвовала, а до конца года была перевооружена на Bf 11 °C-1.
Открытый багажный отсек В-1, видна аккумуляторная яма.
Фонарь кабины Bf. 109B-1, вид с левого борта.
Bf. 109E Вернера Мельдерса, на киле видны отметки о семи победах в воздушных боях.
В течение первых недель боев была срочно сформирована 2-я группа 52-й истребительной эскадры, получившая Bf.109D-1 из I/ZG 1 вскоре после перевооружения на Bf.109E. Несмотря на снятие истребителей серии D с вооружения истребительных эскадр и эскадр «охотников», боевая карьера самолета на этом не закончилась.
Летом 1939 была сформирована эскадрилья ночных истребителей 10.(Nacht)/JG 26, предназначенная для выработки тактики ночного перехвата. Первоначально это подразделение было вооружено Аг 68 и Bf.109B, а позже получило Bf.109C. К концу августа 1939 г была сформирована вторая такая эскадрилья 10.(Nacht)/JG 2, получившая Bf.109C. В ноябре 1939 г 10.(Nacht)/JG 26 была перебазирована в Йегер, в Восточном Фризланде. Там она вошла в состав истребительной авиации области Гелиголанд Бигхт под командованием Карла Шумахера. В состав этих сил входили Bf.109E из II/JG 77, Вf.109С из II/ JG 186 (которая действовала в составе 77-й эскадры в качестве третей группы), Вf.109В и Вf.109Е из II/ZG 1, Bf.11 °C из I/ZG 76 — все это, так называемая, эскадра «Шумахер». До конца года 10.(Nacht)/ JG 2 была дополнена II.(Nacht)/JG 2 с Bf. 109D-1. Эти две эскадрильи были сведены в IV/JG 2 и в феврале 1940 г были переведены в область Гелиголанд Бигхт. Там группа получила третью эскадрилью — 10.(Nacht)/JG 26 (к тому времени перевооруженную на Bf.109D-1). Bf.109D-1 использовались в ПВО северной Германии до середины 1940 г, после чего они окончательно были сняты с вооружения.
Воздушный винт Bf. 109D.
I. Кресло пилота. 2. Штурвальчик перекладки угла установки стабилизатора. 3. Штурвальчик управления закрылками. 4. Ручка регулирования высоты кресла пилота. 5. Указатель положения стабилизатора. 6. Регулятор впрыска топлива в двигатель. 7. Помпа подкачки топлива в двигатель. 8. Перекрывной топливный кран. 9. Рычаг управления выпуска шасси. 10. Рычаг переключения управления двигателем на полный газ. 11. Рычаг управления двигателем. 12. Таблица данных запуска двигателя. 13. Рычаг управления системой охлаждения двигателя. 14. Предохранительный рычаг пулемётов. 15. Рычаг замка фонаря кабины. 16. Тумблер запуска двигателя. 17. Рычаг аварийного сброса фонаря. 18. Сигнализатор обогрева кабины. 19. Замок открытого положения форточки. 20. Выключатель электросистемы. 21. Выключатель зажигания. 22. Указатель скорости. 23. Указатель высоты. 24. Часы. 25. Рычаг включения вентиляции кабины. 26. Авиагоризонт. 27. Указатель крена. 28. Указатель давления. 29. Ручка перекладки угла атаки винта. 31). Указатель остатка топлива. 31. Указатель оборотов двигателя. 32. Указатель расхода масла. 33. Вариометр. 34. Индикатор положения шасси. 35. Рычаг ручной помпы топлива. 36. Панель контрольных ламп. 37. Выключатель контрольных ламп. 38. Выключатель обогрева кабины. 39. Рычаг уборки и выпуска шасси. 40. Механический указатель положения шасси. 41. Рычаг аварийного выпуска шасси. 42. Кислородный прибор. 43. Регулятор подачи кислорода. 44. Топливный перекрывной кран. 45. кислородный перекрывной кран. 46. Регулятор педалей ножного управления. 47. Указатель температуры охлаждающей жидкости. 48. Выключатель указателя температуры масла. 49. Указатель температуры масла. 50. Лампа аварийного остатка топлива. 51. Топливомер.
Истребитель-биплан Не-51, ни смену которому пришел Bf. 109.
В ряде аспектов Bf.109D был отличным боевым самолетом, и эти качества в основном перешли к Bf.109Е. выпускавшимся в большом количестве. Всего было выпущено меньше 200 истребителей с двигателями DB 600. Три Bf. 109D-1 вместе с тремя Не 112В-1 были представлены для выбора венгерским ВВС, которые заказали 40 Bf.109E, но этот контракт так и не состоялся.
Вооружение: 1 20-мм пушка MG FF/M со 160 снарядами на ствол и 2 7.9-мм пулемета MG 17 с 500 патронами на ствол.
Подготовки Bf.109B-1 из 2.J/88 к боевому вылету.
Французский летчик Константин Розанов в кабине Bf.109B-1.
Читайте также
Messerschmitt Bf.109B
Messerschmitt Bf.109B Bf.109 был создан в середине 30-х годов и вскоре был запущен в крупносерийное производство. Bf.109 стал самым массовым немецким истребителем. До конца второй мировой войны было выпущено более 30 тысяч «сто девятых» различных модификаций. Продолжалась серийная
Messerschmitt Bf.109C
Messerschmitt Bf.109C Bf.109 V8, V9 и V10 послужили опытными самолетами серии С, которая должна была стать основной с двигателями Jumo. V8 и V9 получили радиатор новой формы и дополнительные воздухозаборники, но стандартный Bf. 109C не имел последних и получил более объемный туннельный радиатор.
The Messerschmitt 109 В, С и D
The Messerschmitt 109 В, С и D Этот Bf 109В-1 из 2.J/88 был захвачен республиканцами после того как его нилот Отто Поленц совершил посадку без повреждений на вражеской территории в ноябре 1937 г. Самолет испытывали французы(пилот Константин Розанов) и русские, которые получили его в обмен
Messerschmitt Bf 109E, или Жизнь «Эмиля»
Messerschmitt Bf 109E, или Жизнь «Эмиля» Наземная команда помогает летчику надеть спасательный жилет перед вылетом возможно в район Ла-Манша. Камуфляж этого Bf 109Е дополнен множеством зеленых пятен, нанесенных поверх светло-голубого цвета RLM 65, которым окрашены боковые
Messerschmitt Bf 109E-3
Messerschmitt Bf 109E-3 Звено Me 109E-3 швейцарских ВВС в полете в строю над территорией Швейцарии (начало 1940-х гг.) (DR)Эта модификация была самой удачной из всех ранних «Эмилей», использовавшихся в истребительных подразделениях Люфтваффе во время Французской кампании и Битвы за
Messerschmitt Bf 109E-4 и E-7
Messerschmitt Bf 109E-4 и E-7 Bf 109E-7/B из II./Schl G.l на Украине (1942 г.) с четырьмя 50-кг бомбами SC 50, подвешенными на пилоне ЕТС 50. Механик сидит на крыле, помогая пилоту на рулении. [МАР]Модификация Bf 109Е-4 появилась в мае 1940 г. По сравнению с Bf 109Е-3 новая машина стала несколько тяжелее. Но
Messerschmitt Bf 109F
Messerschmitt Bf 109F Bf109F-4 из III./JG3 «Удет» в России, с шевроном и кольцом технического офицера группы. На руле направления отметки пяти побед. Камуфляж на крыльях нерегулярной схемы. Возможно, в этом камуфляже дополнительно использовался третий цвет, если только на фотографии нет
Самый массовый истребитель мира Messerschmitt Bf.109
Вторую Мировую войну невозможно представить без воздушных сражений. Ведущие мировые державы пытались завоевать воздушное господство над полем боя или над территорией своего противника. Основная роль в этом отводилась истребителям.
Хотя они и не являлись главным оружием ВВС, для обеспечения безопасной работы бомбардировщиков и штурмовиков было необходимо авиационное прикрытие. Наиболее массовым в ВВС мира истребителем стал Messerschmitt Bf.109, выпущенный в различных модификациях больше чем в 34 тысячах экземпляров.
- Какая была история создания
- Какая была конструкция самолёта
- Какое вооружение имелось на самолете
- Модификации самолета Messerschmitt Bf.109 и их ТТХ
- Заключение
- Видео
Какая была история создания
Одним из следствий поражения Германии в Первой Мировой войне был полный запрет на разработку и создание военных самолетов. Ситуация изменилась с приходом к власти, в Веймарской республики, НСДАП во главе с Адольфом Гитлером.
Новое правительство сразу взяло курс на милитаризацию страны. Одним из лидеров партии был лётчик-герой Первой Мировой войны – Герман Геринг. Он и возглавил образованное в 1933 году министерство авиации.
Министр рьяно взялся за порученное дело и уже в 1934 году было объявлено о конкурсе среди самолетостроителей на создание истребителя со скоростью не менее 450 км/ч.
Конструируемые самолёты должны были представлять собой одноместные монопланы, призванные прийти на смену морально устаревшим бипланам Хейнкель 51 и Арадо 68.
К участию в конкурсе пригласили фирмы Хейнкель, Фокке-Вульф и Арадо. Фирму Мессершмитта не пригласили по причине отсутствия опыта в проектировании скоростных боевых самолетов.
В этом же году в фирму Bayerische Flugzeugwerke (Bf) (на русский можно перевести как Баварские самолетные заводы) начала разрабатывать самолет с подобными характеристиками для королевского военно-воздушного флота Румынии.
Когда известие об этой разработке дошло до правительства, разгорелся грандиозный скандал, в результате которого фирму Вилли Мессершмитта допустили к конкурсу.
28 мая 1935 года первый Messerschmitt Bf.109 поднялся в небо, причём на нем был установлен английский мотор.
В области производства двигателей для самолётов Германия в то время была далеко от ведущих мировых держав.
Приёмная комиссия не выявила победителя среди представленных на конкурс самолетов. Основная борьба была между фирмами Мессершмитта и Хейнкеля. Несмотря на то, что максимальная скорость Bf.109 оказалась на 17 км/ч выше конкурента, он стоил дешевле и был легче в управлении, окончательного решения принято не было.
Сотрудники люфтваффе склонялись на сторону Хейнкеля He-112. Особо хочется отметить, что этой точки зрения придерживался известный пилот Эрнст Удет, со временем кардинально изменивший свои взгляды.
Поскольку комиссия так и не смогла определиться с победителем, конкурентам сделали предзаказ по 10 самолетов каждой из фирм. Начавшаяся в 1936 году испанская гражданская война стала прекрасным полигоном для военной техники многих стран мира.
В составе войск генерала Франко участвовали лётчики германского легиона «Кондор» образованного в 1935 году люфтваффе (воздушных войск). Боевое применение показало явное преимущество конструкции Мессершмитта, которую приняли в 1937 году на вооружение.
Какая была конструкция самолёта
В середине 30-х годов прошлого века в военном авиастроении наметился переход от бипланов с воздушным охлаждением двигателя, к монопланам с жидкостным. Этот переход обосновывался резковозрастающей скоростью самолета, что позволяло более оперативно выполнять боевые задачи.
Появившийся Messerschmitt Bf.109 полностью отвечал требованиям современности.
Он представлял собой моноплан с расположением крыла в форме трапеции внизу фюзеляжа, с двигателем жидкостного охлаждения.
Сам самолёт был цельнометаллическим, с двигателем, размещённым в носовой части фюзеляжа. В его центральной части размещалась закрытая кабина, с прозрачным остеклением из плексигласа, обеспечивающая лётчику хорошие условия обзора вперед и по сторонам, обзор назад практически отсутствовал из-за мешающего взгляду гаргрота, и оперения машины.
В кабине установили навигационное оборудование и систему контроля управления самолётом. Почти все воздушные судна оборудовались кислородными приборами и радиостанциями. На последних модификациях устанавливалась система распознавания «свой-чужой» FuG 25А, которая самостоятельно подавала ответный сигнал на наземную радиостанцию.
Два топливных бака суммарным объёмом 400 литров размещались под сиденьем лётчика, и за его кабиной. Стоит отметить что существовала возможность использовать подвесные топливные баки – ПТБ, каплевидной формы, размещённые под фюзеляжем.
Стойки шасси крепились на фюзеляже и убирались в специальные, не полностью закрывающиеся ниши, размещённые в крыле.
Из-за этой конструктивной особенности колея шасси была узкой, что вызывало определённые сложности при рулёжке.
Убиралось шасси посредством гидропривода, колеса оснащались гидравлическими тормозами. Расположение шасси, таким образом, объяснялось удобством ремонта самолёта, для замены консоли крыла требовалось немного времени. Но в тоже время узкая колея шасси привела к высокой аварийности истребителя.
Оригинальную изюминку Мессершмитта Bf-109 имело его хвостовое оперение — благодаря тому, что опирающийся на подкосы стабилизатор был подвижным, пилот мог изменять его угол установки прямо в полете. Это положительно сказывалось на его манёвренности. Изначально до версии Е, стабилизаторы имели подкосы придававшие жесткость конструкции, но с модификации F их убрали.
В качестве силовой установки на ранних модификациях устанавливали двигатель Jumo 210 различных версий. Позднее с Е-серии в качестве силовой установки стали использовать мотор Daimler-Benz DB601, а затем различные его модификации.
Основной упор делался на возрастание мощности двигателя, а также оснащение его дополнительным оборудованием, которое также влияло на его мощность. Стоит отметить и установку на самолет карбюратора который надежно работал при любом положении самолета в воздухе.
Какое вооружение имелось на самолете
Как основное вооружение первые модификации Messerschmitt Bf.109 имели сначала три, а впоследствии четыре пулемёта калибра 7,92 миллиметра.
Расположение пулемётов было следующим:
- два синхронных пулемета MG-17 над мотором;
- пара MG-17 в консолях, вне области ометания винта.
Самолет Messerschmitt Bf.109E получил пушечное вооружение — на каждой из консолей крыла устанавливалась двадцатимиллиметровая пушка MG/FF. В фюзеляже устанавливались два синхронных пулемёта MG калибра 7,92 миллиметра.
Крыльевые пушки не устанавливались, вместо них устанавливали мотор-пушку MG-151/15 или 151/20 на поздних модификациях. Тело пушки устанавливалось в развале цилиндров двигателя, ствол выходил наружу через вал винта.
В качестве дополнительного вооружения у «Фридриха» появились подвесные гондолы с авиапушками калибра 15-20 миллиметров. Наличие такой комплектации обозначалось в марке самолета добавленной литерой с цифровым обозначением.
Литера «R» обозначала, что на консолях самолета смонтированы обтекатели с авиапушками полевого доработочного комплекта, число обозначало тип комплекта: подвесной бак, балочный держатель, фотоаппаратура или подвесные орудия.
Самой распространённой моделью самолёта стал Messerschmitt Bf.109G.
Огневая мощь самолёта еще более усилилась, вместо стандартных немецких пулемётов MG калибра 7,92 миллиметра он получил пулемёты MG-131 калибром в 13 миллиметров.
На самолётах Messerschmitt Bf.109G-6 появилась размещённая в развале мотора пушка калибром 30 миллиметров MK-108. Для ликвидации истребителя с одним мотором хватало одного попадания, двухмоторный истребитель уничтожался попаданием 5-6 снарядов.
В 1943 году Messerschmitt Bf.109G-6 обрел ракетное вооружение — на каждой из консолей крыла устанавливалась одна пусковая труба. Ракета имела массу 40,8 килограмма, наведение осуществлялась зеркальным прицелом, а стабилизация в воздухе проходила за счёт вращения. Эффективная дальность составляла 1200 метров, что превышало возможность поражения пушечным или пулемётным огнём.
Тогдашнее развитие авиационных ракетных вооружений не позволяло наносить прицельные выстрелы по одиночным самолётам, поэтому ракеты применялись для уничтожения американских и английских бомбардировщиков летящих плотной массой.
Модификации самолета Messerschmitt Bf.109 и их ТТХ
Messerschmitt Bf.109A исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, существовал ли в принципе этот вариант самолета. Часть специалистов полагают, что было произведено 20 экземпляров этой модификации, другие полагают, что индексом «A» именовались три первые опытные машины.
- Messerschmitt Bf.109B. Армейское прозвище Bruno, впрочем, некоторые источники указывают Bertha. Первая серийная модификация, выпуск начался в 1937 году в Аугсбурге. Имел мотор Jumo 210 мощностью 680 л.с. и скоростью на высоте 422 километра в час. Вооружение состояло из трех, позднее четырех пулеметов MG 17 калибра 7,92 миллиметра.
- Messerschmitt Bf.109C. Здесь также имеются расхождения по прозвищу — наиболее популярный вариант Caesar, но встречалось также Clara. В качестве силовой установки имел усовершенствованный мотор Jumo 210A, оборудованный системой впрыска топлива и мощностью 700 л.с. Благодаря повышению мощности скорость на высоте выросла до 468 километров в час. В серию запущен в начале 1938 года.
Вооружение — 4 пулемета MG 17 калибра 7,92 миллиметра. - Messerschmitt Bf.109D имел армейское прозвище Dora. Серийный запуск произошел в первой половине 1938 года. В качестве силовой установки планировалось установить двигатель Daimler Benz 600, но в реальности моторов промышленность не произвела, поэтому устанавливали Jumo 210D, аналогичный Jumo 210A, но не имевший системы впрыска топлива. Масса цельнометаллического планера увеличилась, соответственно скорость на высоте упала до 450 километров в час. Вооружение не изменилось — 4 MG 17 калибра 7,92 миллиметра, впрочем, некоторое количество самолетов имело только 2 пулемета.
- Messerschmitt Bf.109E. Имел прозвище Emil и являлся первым истинно серийным самолетом. Двигатель был Daimler-Benz DB 601, который проявил себя с самой лучшей стороны. Он имел 1175 лошадиных сил и позволял самолету развивать на высоте 4500 метров скорость 560 километров в час. Так как самолет постоянно модернизировался, то вооружение менялось. Самым популярным для Эмилей стала установка двух 20-миллиметровых пушек MG-FF и 2 MG-17 калибра 7,92 миллиметра. В позднейших вариантах, начиная с E-7, появилось бронестекло кабины толщиной 58 миллиметров, а за сидением летчика бронеплита в 6 миллиметров.
- Messerschmitt Bf.109F Прозвище Friedrich. Сражение в небе Англии в 1940 дало понять, что германские истребители с одним двигателем не превосходят английские «Спитфайры». Поэтому немецкие конструкторы внесли множество различных корректив: улучшилась аэродинамика, топливные баки получили слой резинового протектирования, способного затянуться при пробитии отверстия в баке, мотор устанавливался более мощный, улучшились возможности рулежки. К началу агрессии на Советский Союз примерно 2/3 парка истребителей Германии составляли именно эти летательные аппараты. Мотор DB 601 в 1200 лошадиных сил обеспечил скорость в 575 километров в час.
- Messerschmitt Bf.109G По прозвищу Gustav самая распространенная и удачная модификация летательного аппарата. Производился в различных вариантах, кроме собственно чистого истребителя — высотный, разведчик, ночной, истребитель с функцией легкого бомбардировщика. В дополнение к 20-миллиметровым пушкам установили крупнокалиберные 13-миллиметровые пулеметы. Мощность мотора Daimler Benz DB 605 AM достигла 1475 лошадиных сил, что обеспечило скорость в 640 километров в час.
- Messerschmitt Bf.109K. По прозвищу Kurfurst. На вооружении со второй половины 1944 года. Усилилась мощность мотора Daimler Benz 605 SDM/DCM до 2000 лошадиных сил, а максимальная скорость могла достигать 720 километров в час. Кроме этого, пушечное вооружение также усилилось — 2х30-миллиметровые пушки, или 3х20-миллиметровые, которые устанавливались на двигатель и фюзеляж.
Характеристики | Messerschmitt Bf.109B | Messerschmitt Bf.109C | Messerschmitt Bf.109D | Messerschmitt Bf.109E | Messerschmitt Bf.109F | Messerschmitt Bf.109G | Messerschmitt Bf.109K |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина м | 8,55 | 8,55 | 8,55 | 8,64 | 8,94 | 9,02 | 9,02 |
Размах крыла м | 9,85 | 9,85 | 9,85 | 9,85 | 9,92 | 9,92 | 9,97 |
Вооружение | 3×7,92-мм пулемёта | 4×7,92-мм пулемёта | 4×7,92-мм пулемёта | 2×7,92-мм пулемёта 2×20-мм пушки | 2×7,92-мм пулемёта 2×20-мм пушки | 2×13-мм пулемёта 1×20-мм пушка или 1×30-мм пушка | 2×13-мм пулемёта 1×30-мм пушка |
Взлетная масса кг | 2150 | 2300 | 2400 | 2510 | 3150 | 3200 | 3375 |
Двигатель л.с. | 640 | 730 | 640 | 1000 | 1300 | 1475 | 2000 |
Скорость на высоте км/ч | 465 | 470 | 460 | 573 | 610 | 640 | 720 |
Максимальная высота м | 8200 | 8400 | 8100 | 10500 | 12000 | 11500 | 12500 |
Заключение
Самолет Messerschmitt Bf.109 оказался одной из самых удачных военных конструкций применявшихся в войне.
Он выдержал множество модификаций и прошел всю войну от ее первого дня до самой капитуляции Германии. По успешности конструкции среди боевой техники его вполне можно сравнить с самым массовым танком Второй Мировой — советским Т-34.