Перегрев двигателя
Перегрев двигателя. Последствия
Летом серьезно повышается риск перегрева двигателя автомобиля — если в другое время года от него страдают разве что повидавшие виды отечественные машины, то в жару способна перегреться даже новая иномарка, особенно при движении в пробке.
Когда мотор работает, насос прогоняет по системе тосол или антифриз, которые охлаждаются встречным воздухом в радиаторе. Если что-то идет не так, двигатель перегревается и даже может выйти из строя. Вероятность этого растет, если машина долго стоит заведенной, мотор не получает притока воздуха, следовательно, охлаждение жидкости затрудняется. Пробки с их дерганым ритмом движения, повышенной нагрузкой на силовой агрегат и отсутствием нормального воздушного охлаждения как ничто другое способствуют перегреву.
Что такое перегрев мотора?
Перегрев, это превышение температуры мотора выше той, которую завод изготовитель считает нормальной, для работы своего двигателя. В современных моторах, эта температура может быть до 110 градусов Цельсия. Как правило, чем современней мотор, тем выше рабочая температура. Это нужно для облегчения выполнения современных экологических норм.
Причины перегрева двигателя
Мотор может перегреться по нескольким причинам. Очень распространённая причина, это не работающий нормально термостат. При этом, клапан термостата не даёт антифризу циркулировать через радиатор и охлаждаться. Когда термостат неисправен, двигатель может перегреваться и при движении по трассе и при перемещении по городским пробкам. Причиной перегрева может стать не включающийся вовремя электро вентилятор радиатора, из-за заклинивших в нём подшипников электродвигателя, или сгоревшего предохранителя. При такой неисправности, перегрев начинается при поездках с малой скоростью, или когда мотор работает на холостом ходу. При такой езде, радиатор очень слабо обдувается встречным потоком воздуха, поэтому необходимо включение вентилятора. Сюда же можно отнести неисправности вязкостной, или электромагнитной муфт включения вентилятора охлаждения радиатора в тех системах охлаждения, где они заменяют, или дополняют вентиляторы с электроприводом. Еще одной причиной перегрева, может стать забитый снаружи мошкарой и пылью радиатор. Из-за этого теплоотдача радиатора понижается на столько, что не обеспечивает охлаждение антифриза при малейшей нагрузке на двигатель.
К аналогичной причине перегрева, можно отнести большое количество всевозможных отложений внутри системы охлаждения мотора. Эти отложения появляются после продолжительного применения некачественных охлаждающих жидкостей, либо простой воды. Забить радиатор и водяную рубашку двигателя изнутри, может и применение всевозможных присадок, которые льют в систему охлаждения, когда в ней есть течь.
Перегрев может начаться из-за неисправности насоса, создающего циркуляцию в системе охлаждения антифриза. Часто встречающаяся неисправность насоса, это слабая посадка крыльчатки на валу насоса. При этом, после нагрева крыльчатки охлаждающей жидкостью, она начинает проворачиваться на валу, тем самым уменьшая циркуляцию. В последнее время, в продаже стали всё чаще появляться антифризы, температура кипения которых меньше 96 градусов. При использовании таких подделок в негерметичных системах (течь радиатора, патрубков, неисправный паровой клапан крышки радиатора, или расширительного бачка), легко можно перегреть мотор. Ведь после преждевременного закипания такой «охлаждающей жидкости», образуются паровые пробки, которые мешают циркулировать жидкости в системе и усугубляют перегрев. Ну и последняя и самая простая причина перегрева, это нехватка охлаждающей жидкости, убежавшей из-за течи из системы охлаждения. Последствия перегрева.
Последствия перегрева двигателя
Последствия перегрева могут быть самыми разнообразными. Здесь много зависит от причины перегрева и его длительности. Если мотор начал перегреваться из-за забитого радиатора, или рубашки системы охлаждения, зачастую достаточно снять нагрузку. Нужно только вовремя заметить начало перегрева. Если же перегрев начался из-за не открывшегося термостата, например, да ещё не был вовремя замечен, то для мотора это может закончиться серьёзным ремонтом.
Чаще всего от перегрева, происходит коробление головки блока и прогорание её прокладки. Также практически всегда требуют замены сальники клапанов и распредвалов, теряющие эластичность от высокой температуры.
В моторах с алюминиевым блоком цилиндров, может повести и его привалочную плоскость. Кроме того, в алюминиевых блоках с покрытием цилиндров Alusil ( Silumal) очень мал зазор между поршнем и цилиндром (0,01 — 0,02 мм.). Поэтому при перегреве этот зазор исчезает, приводя к сухому трению и появлению глубоких задиров на стенках цилиндров. А так как такая конструкция блока не предусматривает ремонтных размеров, то восстановить его можно только после расточки и установки гильз, что учитывая только цену одной фирменной гильзы порядка 150 — 200 евро, очень и очень затратно.
У двигателей, имеющих чугунный блок цилиндров, зазор между поршнем и цилиндром по больше (0,025 — 0,045 мм.), а стенки цилиндров прочней покрытия Alusil. Поэтому при перегреве, задиров в цилиндрах может и не возникнуть, а если и возникнут, то это устраняется расточкой цилиндров под увеличенный, ремонтный размер. Хоть это и дешевле, чем в случае с алюминиевым блоком цилиндров, но в обоих случаях, нужно будет снимать мотор с машины и полностью его разобрать для ремонта, с последующей сборкой, естественно. Так что последствием перегрева может быть его капитальный ремонт.
Признаки перегрева
У большинства автомобилей на приборном щите есть прибор, показывающий температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Его шкала разбита на несколько зон. Как правило белую, зелёную и красную. Белая зона показывает на недостаточную температуру мотора, зелёная зона на нормальную, рабочую температуру и красная зона — на перегрев. У тех автомобилей, где нет такого указателя температуры, есть сигнальная лампа, которая своим включением сигнализирует превышение температуры ОЖ в моторе верхнего предела и начале перегрева. Встречаются авто, у которых на щитке приборов есть и указатель температуры двигателя и аварийная лампа. Сильный перегрев сопровождается выбросом ОЖ и пара из расширительного бачка, или радиатора. При этом, стрелка (пиктограмма у электронного) указателя температуры двигателя будет в красной зоне, а аварийная лампа (там, где она есть) будет гореть. Двигатель при этом станет гораздо хуже откликаться на нажатие педали газа, возможно появление звонкого металлического стука, свидетельствующего о появлении детонации (взрывного сгорания топливной смеси).
Как избежать перегрева
Для исключения перегрева двигателя своей машины, нужно следить за её техническим состоянием. Если имеются слесарные навыки и оборудование, можно всё делать самому. Если ничего такого нет, то прямой путь туда, где всё это есть. Нужно регулярно промывать и продувать снаружи радиатор. При использовании мойки высокого давления быть осторожным, промывая радиатор. Струя воды, выбрасываемая с большим давлением и скоростью, легко гнёт теплоотводящие пластины радиатора, закрывая проходы воздуха между ними. При появлениях течей радиатора, или патрубков системы охлаждения, вовремя их менять, а не заниматься самообманом, применяя устранители течей. Следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке и регулярно менять его с периодичностью, установленной производителем авто и написанном в его инструкции по эксплуатации. При замене, покупать качественные ОЖ, а не дешёвые подделки, т.к. последствия перегрева, могут сильно ударить по семейному бюджету. В случае необходимости замены, покупать водяной насос известного производителя. Желательно, оригинал от изготовителя вашего автомобиля. Можно сделать профилактику системы охлаждения в автосервисе или самостоятельно, чтобы предотвратить возникновение проблем. В любой поездке нужно следить за показаниями приборов автомобиля.
Что делать, если двигатель перегрелся?
Если очевидно, что начался перегрев двигателя, то не нужно паниковать и сразу же глушить мотор с кипящей ОЖ. Тем более, не доливать холодный антифриз в перегретый заглушенный мотор, пытаясь его остудить. В случае начала перегрева, нужно снять нагрузку с двигателя, остановив автомобиль. Открыть капот, для улучшения охлаждения. Включить на полную мощность отопитель и его вентилятор. Холодную ОЖ доливать только при работающем двигателе. При этом, пробку расширительного бачка, или радиатора, надо ткрывать с предельной осторожностью, т.к. пары кипящей ОЖ находятся под давлением. Что бы не обжечь руки и лицо вырвавшимся под большим давлением паром, открывая пробку используйте перчатки, или тряпку, убрав при этом в сторону лицо. Мотор нужно глушить только в случае, если выбросило большую часть ОЖ из системы охлаждения, а долить туда нечего, или если оборвался приводной ремень водяного насоса и нет циркуляции. В этом случае, пробку расширительного бачка, или радиатора, можно открывать только после остывания мотора.
Перегрев двигателя — прямой путь к преждевременной поломке и быстрому износу
Внедрение современных технологий, предупреждающих приборов и датчиков, к сожалению, не делает работу технической базы авто совершенной. Различные поломки и сбои в работе механизмов по-прежнему досаждают абсолютно всем владельцам авто. Перегрев двигателя — проблема, несущая множество неприятностей не только самому устройству, но и близрасположенным деталям.
Последствия от чрезмерного теплового воздействия
Последствия перегрева двигателя напрямую зависят от степени и продолжительности теплового воздействия.
Небольшой перегрев, временной промежуток которого не превышает 10 минут, не способен нанести значительного урона. Может наблюдаться небольшое оплавление поршней. Опасаться водителю следует только в случае возникновения дыма.
Средняя степень перегрева (время воздействия тепла — 20 минут) приведёт к более значительным последствиям. Очень часто наблюдается искривление блока цилиндрической головки, её механические повреждения или полное сгорание. Вследствие таких повреждений может «вылетать» клапанное гнездо. Также при перегреве возможно разрушение межкольцевых перегородок и нарушение герметичности сальников.
Видео о перегреве двигателя и последствиях этого:
Сильное и неконтролируемое тепловое воздействие приводит к самым тяжёлым повреждениям, зачастую не поддающимся реабилитации. Страдают все детали. Худшим исходом является взрыв силового агрегата. Спасает от него только волнообразное течение разрушений, в процессе которого машина чаще всего просто глохнет.
Итогом сильного перегрева может стать:
- прогорание поршневого механизма и его полное уничтожение;
- разрушение структуры масла, что ведёт к потере смазывающих свойств и образованию трения между смежными деталями двигателя;
- выход из строя клапанных гнёзд и коленвала;
- полное уничтожение двигателя.
С чем связан перегрев
Чтобы избавиться от излишнего перегрева двигателя, следует выявить и устранить причину его образования.
Следует отметить, что чрезмерное тепловое воздействие условно подразделяется на внешнее и внутреннее. Последний тип перегрева считается особо опасным, так как он практически не имеет наружных проявлений — температура жидкости в охлаждающей системе не превышается, чрезмерное теплообразование происходит только внутри мотора. О детонации можно судить лишь по снижению мощности в ДВС.
Причины перегрева двигателя:
- Недостаточное количество охлаждающей жидкости. Может быть обусловлено утечкой, скрытой от человеческих глаз. Вероятные источники: отсутствие должного прилегания хомутов или прокладок, незаметные трещины в патрубках. О наличии утечки говорят характерные пятна, образующиеся на асфальте под машиной. Гораздо хуже, если ОЖ смешивается с маслом или уходит в цилиндр силового агрегата. Такое развитие ситуации происходит при деформации блока цилиндров или его разрушении.
- Недостаточная производительность охлаждающей системы. Обычно связана с засорённым радиатором, нерабочим вентилятором, недостаточной степенью натяжения коленвального ремня. Для решения проблемы перегрева, скорее всего, потребуется полная замена радиатора.
- Отложения на термостате или его окончательная поломка. Из-за засорённости функционирование подвижного элемента значительно снижается, соответственно, температура охлаждающей жидкости растёт, образуется перегрев. Для защиты термостата необходимо использовать более мягкую воду, так как излишние соли и минералы приводят к его постепенному разрушению.
- Непомерная нагрузка на двигатель в летний период. При подъёме вверх мотор и так работает на износ, огромным усугубляющим фактором в этом случае выступает высокая температура воздуха. Охладительная система не справляется, в двигателе возникает чрезмерное теплообразование.
- Высокий уровень нагара в камере сгорания. Он образуется при неполном сгорании масла, попадающего в цилиндры. Толстый слой грязевых отложений приводит к возникновению так называемой самостоятельной теплоизоляции. При этом возникают затруднения в охлаждении и теплоотдаче. Такая причина перегрева распространена среди автомобилей с большим пробегом.
- Использование технических присадок для моторного масла. В процессе их частого применения на смежных деталях образуется металлокерамический слой. А его сильные теплоизоляционные свойства могут приводить к возникновению сильнейшего перегрева.
Среди дополнительных причин, вызывающих перегрев двигателя: частично включённый ручной тормоз, длительная езда на низких передачах.
Как предупредить возникновение перегрева силового агрегата
Чтобы предотвратить перегрев двигателя, следует минимизировать вероятность появления вышеперечисленных причин.
Основные профилактические мероприятия:
- постоянный мониторинг за состоянием ремня вентилятора, степенью его натяжения;
- регулировка датчика включения ремня вентилятора;
- подбор высококлассного и качественного топлива, выбор достойной АЗС;
- слежение за работой термостата, радиатора и их составляющих;
- контроль над уровнем расходуемого масла;
- соблюдение чистоты и поддержка рабочего состояния всех рабочих узлов и механизмов транспортного средства;
- правильное использование химических препаратов, направленных на снижение риска образования внутреннего перегрева.
Правильное поведение при перегреве мотора
При перегреве двигателя не стоит сразу его глушить. Нужно дать ему возможность остыть самостоятельно. Для этого следует съехать на обочину, остановить машину и при включённом моторе открыть капот. Через некоторое время температура силового агрегата снизится и водитель сможет продолжить свой путь. Скорость при движении должна быть минимальной. Мотор глушится только в случае закипания! Это очень важный момент. Вода для снижения температуры никогда не используется. В результате неправильных действий есть вероятность образования трещин на головке блока.
Видео о том, что делать при перегреве двигателя:
Кроме того, в решении проблемы может помочь включение отопительной системы на максимальную мощность.
Открытие пробки радиатора при перегретом двигателе очень опасно. Получение ожогов водителем в результате выброса охлаждающей жидкости обеспечено.
Нельзя игнорировать возникающий перегрев двигателя: добравшись до дома, требуется в кратчайшие сроки отправиться в сервисный центр и провести диагностическое исследование.
Перегрев двигателя: последствия и основные причины
Нормальная работа системы охлаждения двигателя является одним из важнейших условий для максимального увеличения срока службы и ресурса силового агрегата. Также различные неполадки указанной системы в ряде случаев приводят к серьезным последствиям.
В одних случаях последствия перегрева двигателя устраняются путем ремонта, который обычно оказывается весьма затратным. Также распространенной ситуацией становится то, что после перегрева мотора силовая установка не подлежит восстановлению и нужен новый или контрактный мотор.
В этой статье мы рассмотрим, по каким причинам возникает перегрев двигателя, последствия перегрева бензинового и дизельного мотора, а также что делать водителю в подобной ситуации.
Основные причины перегрева двигателя
Начнем с того, что любой двигатель внутреннего сгорания проектируется так, чтобы большую часть времени агрегат работал в строго ограниченном температурном диапазоне. Если проще, холодный мотор после запуска сначала выходит на так называемые рабочие температуры (прогревается), после чего система охлаждения удерживает нагрев в заданных пределах.
Как правило, многие современные двигатели работают с учетом диапазона нагрева охлаждающей жидкости, который в среднем составляет 85-100 градусов по Цельсию. Это значит, что система охлаждения не позволяет температуре ОЖ как опуститься ниже минимальной отметки, так и превысить максимальный порог.
Постоянное поддержание рабочей температуры двигателя необходимо по причине того, что именно при таком нагреве технические жидкости имеют нужную текучесть, зазоры между деталями ДВС приходят в расчетную норму в результате температурного расширения, топливо расходуется и сгорает наиболее эффективно и т.д.
Единственное, в холодное время года от системы охлаждения не требуется максимума эффективности благодаря низкой температуре наружного воздуха. В этом случае, как правило, возникновение определенных проблем может оставаться незамеченным до того момента, пока не повысится температура воздуха за бортом.
Итак, к перегреву двигателя обычно приводит некорректная работа системы охлаждения. В списке основных причин следует выделить:
- утечку охлаждающей жидкости;
- нарушение герметичности системы;
- затрудненную циркуляцию ОЖ;
- выход из строя элементов системы охлаждения;
Утечки и разгерметизация приводят к тому, что в системе охлаждения падает уровень ОЖ, образуются воздушные пробки и т.д. Вполне очевидно, что снижение уровня в расширительном бачке является поводом для диагностики. Вытекать жидкость может по вине растрескавшихся патрубков и шлангов, образования трещин в радиаторе, в результате повреждения прокладок и т.п. Если ситуация аварийная, тогда можно воспользоваться герметиками системы охлаждения типа «стоп-течь». Также в ряде случаев помогает ремонт радиатора.
- Теперь давайте поговорим об ухудшении циркуляции ОЖ по каналам. Как правило, основной причиной является забитый изнутри радиатор. Дело в том, что использование тосола или антифриза низкого качества, несвоевременная замена жидкости или заправка обычной воды в систему охлаждения приводит к тому, что в сотах радиатора происходит образование накипи, скопление загрязнений и отложений. В этой ситуации нужна промывка системы охлаждения.
- Если говорить о поломках, из строя чаще всего выходит помпа (водяной насос) и термостат. Сбои в работе или полный отказ помпы приводят к тому, что жидкость перестает нормально циркулировать по каналам системы охлаждения. К этому может привести значительный износ или разрушение крыльчатки, неисправности привода помпы и т.д. Для проверки рекомендуется диагностировать состояние помпы на ТО и менять данный элемент строго по регламенту.
Что касается термостата, задачей данного элемента является возможность пропускать ОЖ из малого круга (рубашка охлаждения двигателя) по большому кругу (через радиатор). В норме пока мотор нагревается, жидкость циркулирует только по малому кругу, после определенного прогрева термостат открывает большой круг.
Если не происходит такого открытия или термостат открывается не полностью (клинит), тогда ОЖ не имеет возможности попасть в большой круг и охладиться в радиаторе. Результатом становится перегрев мотора.
Еще можно выделить случаи, когда появляется трещина в блоке или головке блока цилиндров, прогорает или пробивается прокладка ГБЦ. В этом случае возникает или утечка охлаждающей жидкости, которая попадает в моторное масло, или же газы из камеры сгорания начинают попадать в систему охлаждения.
Добавим, что частой причиной перегрева мотора после зимы является банальная невнимательность автовладельцев, которые забывают снять дополнительный утеплитель капота и подкапотного пространства с приходом тепла. Например, если оставить автоодеяло даже в тех случаях, когда наружная температура не превышает 3-5 градусов тепла, все равно может возникнуть перегрев ДВС.
Если водитель перегрел двигатель: последствия для мотора
Как правило, специалисты выделяют несколько вариантов перегрева двигателя:
- слабый или локальный;
- перегрев мотора средней тяжести
- сильный перегрев, повлекший поломку и/или заклинивание ДВС;
Как правило, в этом случае перичиной становится сбой в работе вентилятора, ухудшение производительности помпы, подклинивание термостата.
- В том случае, когда перед остановкой перегретый двигатель работал и не заклинил, тогда такой перегрев можно отнести к среднему. Однако если из-под капота виден пар, температура ДВС на шкале приборов поднялась до красной зоны, тогда последствия могут быть куда серьезнее.
Речь идет не только о прогаре прокладки ГБЦ, но и о разрушении поршневых колец, оплавлении поршней, деформации привалочной плоскости головки блока цилиндров (головку «повело»), появлении трещин в корпусе головки, на тарелках клапанов и т.д.
- Внезапная остановка мотора является признаком критического перегрева. В этой ситуации агрегат может просто заглохнуть в результате повреждения его деталей и узлов. Также силовая установка может заклинить, что проявляется в виде резкого удара и прекращения работы ДВС.
Последствия такого перегрева разрушительные, происходит оплавление и прогар поршней, расплавленный материал стекает на стенки цилиндров. Моторное масло перегревается и коксуется, нагруженные пары трения разрушаются, на коленчатом валу расплавляются шатунные и коренные вкладыши. В ряде случаев коленвал может сломаться, поршни могут пробить стенку блока цилиндров и т.п.
Как видно, в последнем случае восстанавливать такой мотор обычно бывает нецелесообразно с экономической точки зрения. Получается, сильно перегретый и разрушенный двигатель требует полной замены на новый или контрактный силовой агрегат.
Как уберечь двигатель от перегрева
На многих автомобилях имеется отдельный указатель температуры ОЖ, который вынесен на приборную панель. Однако во время езды не всем водителям удается своевременно заметить рост нагрева и остановить двигатель.
Еще отметим, что некоторые машины дополнительно оснащены звуковой сигнализацией, указывающей на недопустимое повышение температуры, но такая опция есть только на отдельных современных ТС, да и то не всегда. По этой причине необходимо уметь замечать характерные признаки в движении, которые могут указать на перегрев.
- Прежде всего, нужно выработать привычку периодически контролировать температуру ОЖ на панели приборов во время движения.
- Избыточный нагрев ДВС приводит к тому, что в моторе появляется детонация. Детонация двигателя отличается характерным звонким «цокотом» во время нажатия на педаль акселератора. Параллельно двигатель начинает заметно терять мощность, часто появляются посторонние стуки и шумы.
Советы и рекомендации
Перегрев мотора является аварийной ситуацией. Если замечен рост температуры выше нормы или очевидно то, что агрегат уже перегрелся, машину нужно остановить и немедленно заглушить ДВС.
Нужно дождаться некоторого остывания агрегата, после чего проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Снижение уровня обычно является результатом непредвиденной течи или халатности самого водителя.
Если под рукой нет антифриза на долив, подойдет дистиллированная вода, которую обычно можно приобрести на ближайшей АЗС. Доливать воду или тосол нужно только на холодном моторе. В противном случае могут возникнуть дополнительные повреждения по причине разницы температуры жидкости и ДВС.
Затем нужно проверить вентилятор охлаждения, помпу и термостат. Параллельно следует осмотреть патрубки, шланги и места их соединений. Если обнаружено, что не работает водяной насос, тогда от попыток продолжить движение своим ходом лучше воздержаться.
Также можно сразу пустить ОЖ по большому кругу как в случае обнаружения проблемы с термостатом, так и с вентилятором охлаждения. Данный подход позволяет добраться до СТО своим ходом.
Обнаружение явной утечки жидкости после долива указывает на необходимость отказа от движения и проведения обязательного локального ремонта для ликвидации или уменьшения течи.
Агрегат разрешается держать заведенным только до того момента, пока не начинается подъем температуры на панели приборов до средней отметки. Затем двигатель глушат, после чего машина движется накатом на нейтральной передаче. Пока машина катится, мотор успевает немного остыть. Если этого не происходит, до следующего запуска нужно снова выждать некоторое время на обочине.
Отметим, указанный способ требует обладания определенными навыками. Помните, при заглушенном ДВС не работает усилитель рулевого управления и усилитель тормозов. По этой причине следует соблюдать особую осторожность, замедляя ТС на спусках при помощи КПП.
В тех случаях, когда автомобиль оснащен коробкой «автомат», следует полностью отказаться от попыток такого движения своим ходом и доставить автомобиль на СТО при помощи эвакуатора.
Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.
Температура двигателя не поднимается, стрелка температуры ДВС падает на ходу. Почему температура падает после включения печки. Диагностика и ремонт, советы.
Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.
Вентилятор охлаждения двигателя включается на холодном двигателе или после включения зажигания: основные причины и способы устранения неисправности.
Двигатель медленно прогревается на холостом ходу или в движении: почему так происходит. Возможные неисправности системы охлаждения, другие причины.
Двигатель не выходит на рабочую температуру, стрелка температуры мотора не поднимается во время прогрева или падает во время езды: причины неисправности.
Полезные советы автолюбителям
Перегрев двигателя – довольно серьезная проблема, которая может повлечь за собой множество неприятностей, которые заставят владельца потратить не только драгоценное время, но и немало денег на ремонт своего «железного друга».
Последствия перегрева двигателя могут быть самыми непредсказуемыми
Практически каждая деталь движка является чувствительной к изменениям температурного режима, тем более в большую сторону. Первые, на кого особенно влияют высокие температуры – маслоотражательные колпачки на клапанах, а после них страдают и кольца поршней, что очень печально.
Самое страшное – это то, что при нагреве любой металл расширяется, а после остывания возвращается к прежнему состоянию. Но это если нагрев происходит в пределах норм, а когда случается перегрев, то деталь может расшириться намного больше, нежели предполагается самой конструкцией. Ввиду этого деталь может не вернуться к исходным размерам, что вызовет деформацию головок блока цилиндров (ГБЦ), и увеличатся в размерах поршни.
Чем грозит слабый, средний и сильный перегрев двигателя?
Последствия перегрева двигателя напрямую зависят от того, какому перегреву он был подвержен. Если перегрев движка автомобиля длился не более 10 мин, то он слабый. Скорее всего, к возникновению серьезных проблем он не приведет, самое худшее – подплавятся поршни. Отправлять авто на диагностику следует лишь в том случае, если при перегреве наблюдался дымок из-под капота.
Если от двигателя идет даже слабый дым, следует отправить авто на диагностику
Более ощутимые последствия будут после среднего перегрева, в пределах 20 мин. Такой перегрев может привести к искривлению головки блока цилиндров (ГБЦ), образованию в них трещин, из-за которых может «вылететь» клапанное гнездо. Также следствием среднего перегрева двигателя являются прогоревшие прокладки ГБЦ, испорченные межкольцевые перегородки, пропускающие масло сальники и много других подобных неисправностей.
Сильный перегрев – это своего рода «инфаркт» транспортного средства. Волна поломок стремительно двигается, беря свое начало от камер сгорания, на своем пути она «парализует» работу практически всех деталей двигателя, а также запчастей, которые его окружают.
Вследствие сильного перегрева, поршни начинают плавиться и прогорать, а расплавленный алюминий остается на стенках цилиндров, что делает ход поршней затруднительным и приводит к очень быстрому их износу. Под действием высоких температур, масло перегревается и теряет смазывающие свойства: все трущиеся детали выходят из строя, на коленчатый вал налипают расплавившиеся коренные и шатунные вкладыши, под действием поршня коленвал лопается на 2 части. И напоследок – «кулак дружбы», поршень пробивает стенку блока и двигателю приходит конец.
Порешь пробил блок и вылетел наружу
В видео ниже показано, к каким последствиям привел перегрев двигателя ВАЗ из-за безалаберности владельца автомобиля.
Какие могут быть причины перегрева двигателя?
Причин, из-за которых перегревается движок, очень много. При этом перегрев может произойти как снаружи, так и внутри мотора, а это еще хуже, так как определить внутренний перегрев двигателя довольно сложно. Он проявляется в резком снижении мощности, детонации и калильном зажигании, иногда появляются задиры поршней.
Внешний перегрев
Существует 7 наиболее распространенных причин внешнего перегрева как бензинового, так и дизельного двигателя:
- Если уровень охлаждающей жидкости ниже минимальной отметки, это прямая дорога к перегреву. Охладитель может просачиваться даже через микроскопические отверстия и оставлять после себя потеки под капотом либо следы под авто после не очень длительной стоянки. Опаснее всего, когда охлаждающая жидкость попадает в цилиндры и масло, это может быть причиной гидроудара и заклинивания коленчатого вала.
- Неисправности термостата, которые чаще всего вызваны потерей упругости подвижного элемента по причине скопившихся в охладительной системе отложений. Ввиду этого термостат не реагирует на изменения температуры жидкости, выходящей из мотора и жидкость может начать циркулировать по одному из контуров – малому либо большому. Если по малому, то перегревов не избежать, во втором же случае движок будет плохо прогреваться. В большинстве случаев, причиной проблем с подвижным элементом, является жесткая вода, в составе которой содержится много минералов и солей.
- Также перегрев мотора может вызвать плохое воздушное охлаждение генератора, из-за большого количества грязи на его ребрах. Загрязнение приводит к плохому обдуву генератора воздухом. Может барахлить вентилятор, если он электрический, нужно проверить температурный датчик. Если генератор вращается от коленвала, то следует проверить натяжение ремня и в случае необходимости натянуть его при помощи натяжителя ремня генератора.
- Продолжительная работа двигателя в нерасчетных режимах. При буксировке на двигатель идет очень большая нагрузка и он, соответственно, быстрее нагревается, а охлаждаться не успевает. Перегрев двигателя может произойти даже на холостых оборотах, например, во время продолжительного ожидания в пробках при заведенном моторе. Радиатор в этом случае охлаждается лишь за счет работы вентилятора, а встречным потоком воздуха не обдувается, а этого может быть недостаточно для полноценного охлаждения.
- Работа двигателя в условии детонации на протяжении длительного времени. Эта причина присуща только бензиновым моторам. В этом случае практически все детали подвержены износу. Множественные поломки гарантированы, причем происходит это все довольно быстро.
- Неправильно отрегулированная система зажигания либо впрыска. В результате момент окончания горения топлива превосходит момент открытия выпускных клапанов – т.е. топливо еще горит, а уже происходит выпуск. Это ведет к быстрому увеличению температуры отработавших газов. Большая часть тепла, к головке блока цилиндров, поступает от выпускной системы, а условия ее охлаждения сложные. Поэтому кипение охладителя практически неизбежно.
- Прогар выпускного клапана. За счет того, что в момент сгорания сквозь этот прогар пускаются на выпуск газы высокой температуры, повышается температура и деталей движка и отработанных газов.
Одна из самых элементарных причин перегрева двигателя — радиатор забит пылью и мусором. О нормальной работе системы охлаждения двигателя, в таком случае, говорить не приходится
Внутренний перегрев двигателя
Внутреннему перегреву могут способствовать 3 основные причины:
- Загрязненная камера сгорания. Эта причина наиболее характерна для автомобилей с большим пробегом. Когда двигатель порядком изношен, то его цилиндры потребляют большое количество масла, а масло, как известно, горит очень плохо. А если оно сгорает не полностью, значит – сворачивается и дает отложения в камере сгорания. Из выхлопной трубы выходит дым сизого цвета, но температурный датчик о повышенной температуре не сигнализирует. Особенно страшны эти отложения для бензиновых движков – они способствуют раннему или позднему калильному зажиганию.
- Отложения в полостях охлаждения. Эти отложения происходят от минеральных солей, которые выделяют тосол и вода. В некоторых случаях отложения могут перекрыть даже большую часть сечения каналов, чем сильно сокращают расход охладителя. Такие отложения, за счет того, что расход охладителя сократился, могут привести и к внешнему перегреву.
- Присадки, которые добавляются в масло, также могут вызвать перегрев. Некоторые из них способны наращивать металлокерамический слой на поверхности цилиндров, который похож на отложения в полостях охлаждения и в камере сгорания и является сильным теплоизолятором.
По каким признакам можно определить перегрев мотора?
Теоретически, о перегреве, должен сигнализировать датчик перегрева двигателя. Но на практике, следить за показаниями на датчике во время движения некогда и они остаются незамеченными, либо обнаруживаются уже поздно. Поэтому каждый водитель должен знать признаки перегрева двигателя, которые можно заметить, не отвлекаясь от дороги.
При недостаточном объеме охладителя в системе с отопителя в салон не будет подаваться горячий воздух, но это происходит непосредственно перед тем, как охлаждающая жидкость закипит.
Появились симптомы детонации – слышен характерный звонкий стук – тоже признак нагрева охладителя до критических температурных значений. Детонация проявляется при неправильном сгорании топлива в цилиндрах, а происходит это за счет того, что температура стенок камеры сгорания повышена.
Еще о перегреве двигателя свидетельствует потеря мощности и появление равномерного громкого стука. Если не остановиться и продолжать движение дальше, то последствия будут необратимыми.
Если остановиться и осмотреть головку блока цилиндров, то при перегреве на ней будут иметься видимые трещины или какие-либо другие деформации. Деформируется металлическая окантовка прокладки, а последняя, в свою очередь, может быть прогоревшей.
Расширительный бачок может указать на перегрев двигателя такими симптомами:
- потемнения на стенках;
- в антифризе видны плавающие темные хлопья.
Как избежать перегрева двигателя?
Существуют некоторые правила по защите двигателя от перегрева. Главное – это регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости. Если видно, что ее уровень приближается к минимальному значению, то лучше всего долить охладитель – это позволит избежать множества проблем.
Следует время от времени проверять работоспособность термостата. Выполнить это довольно просто – необходимо определить теплый он или холодный. Для этого нужно всего лишь дотронуться рукой до радиатора. Если термостат холодный, значит он не работает и его необходимо ремонтировать. Термостат демонтируется и погружается в емкость, наполненную водой. После этого содержимое подогревается. При нагревании до 80°C, клапан термостата должен сработать. Если же все-таки не сработал, то придется покупать новый термостат.
Термостат автомобиля ВАЗ 2110. Как правило, замена термостата не занимает много времени
Следует осматривать проходные каналы, они не должны быть суженными и иметь трещин, деформаций и других серьезных дефектов. Так как их сужение может привести к снижению теплоотвода от стенок движка, а через трещины, даже самые мелкие, будет просачиваться охлаждающая жидкость.
Не рекомендуется применять в качестве охладителя жесткую воду, так как она содержит большое количество минералов и солей. Лучше всего использовать тосол, в крайнем случае – мягкую воду. Примером мягкой воды является дистиллированная вода, дождевая, с горных рек. Жесткая вода – грунтовая и морская.
Нужно изредка проверять систему охлаждения на герметичность, в особенности ее верхнюю часть. В охладительную систему не должен подсасываться воздух, так как это может привести к падению в системе давления, вплоть до атмосферного.
Также нужно следить за исправной работой вентилятора, так как если он остановится, может произойти тепловой удар двигателя.
Перегрев двигателя не приведет ни к чему хорошему. В результате перегрева происходит излишнее обогащение топливной смеси, а это повышенный расход топлива и затруднительный повторный запуск мотора.