ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ЭФФЕКТА ДОПЛЕРА ОТ НАГРЕТОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ЭФФЕКТА ДОПЛЕРА ОТ НАГРЕТОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Полный текст:
Аннотация
Цель. Целью исследования является разработка методики диагностирования летательных аппаратов по отраженному электромагнитному радиолокационному лучу от нагретого реактивного двигателя.
Методы. Атомы кристаллической решетки металлических деталей на работающем реактивном двигателе за счет нагрева будут находиться в состоянии хаотического броуновского движения. Электромагнитный луч, попадая на эти атомы, будет менять свою частоту в соответствии с эффектом Доплера, тем самым спектральная составляющая электромагнитного излучения будет расширяться прямо пропорционально величине температуры двигателя. При определении ширины спектральной линии пеленгующего радиоизлучения можно точно идентифицировать температуру летательного аппарата для исключения ложных целей.
Результат. При пеленгации летательных аппаратов с работающим реактивным двигателем возможно не только определение координат цели, но и идентификация нагретого двигателя. Засчет применения высокоточных методов идентификации нагретых участков, возможна не только классификация пеленгуемых целей, но и определение ориентации в пространстве, как самого летательного аппарата, так и его управляющих плоскостей и направление вектора управляемой тяги реактивного двигателя.
Вывод. Применение инновационной методики пеленгации воздушных целей позволит с высокой точностью идентифицировать радиолокационные цели на фоне активных и пассивных помех. Кроме того, при анализе информации о величине и направлении тяги реактивного двигателя и положения органов управления летательного аппарата возможно определение не только координат пеленгуемого объекта, но и с упреждением идентифицировать выполняемые маневры.
Ключ. слова
Об авторах
367026, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70
Адалаева Патимат Шамильевна – аспирант, кафедра радиотехники, телекоммуникаций и микроэлектроники
367026, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70
Айгумов Тимур Гаджиевич – кандидат экономических наук, доцент, кафедра программного обеспечения, вычислительной техники и автоматизированных систем
367026, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70
Магомедова Сабина Владимировна – аспирант, кафедра радиотехники, телекоммуникаций и микроэлектроники
367026, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70
Челушкина Татьяна Алексеевна – кандидат технических наук, старший преподаватель, кафедра теоретической и общей электротехники.
Список литературы
1. Патент RU №2358284. МПК: G01S 13/08. Устройство устранения неоднозначных измерений дальности до целей, находящихся за пределами рабочей зоны радиолокационной станции/ Беляков Е.С., Кострова Т.Г., Антуфьев Р.В., Костров В.В.// Опубл. 10.06.2009. Бюл. № 16.
2. Патент RU №2149421. МПК: G01S 13/04. Способ радиолокационного обнаружения и сопровождения объектов и РЛС для его реализации / Беляев Б.Г., Голубев Г.Н., Жибинов В.А., Щекотов Ю.П.// Опубл. 20.05.2000. Бюл. № 14.
3. Патент RU №2389039. МПК: G01S 13/58. Способ измерения радиальной скорости воздушной цели в режиме перестройки частоты от импульса к импульсу по случайному закону при пониженном отношении сигнал-шум / Митрофанов Д.Г., Силаев Н.В., Майоров Д.А., Тулузаков В.Г., Немцов А.В. // Опубл. 20.05.2010. Бюл. № 13.
4. Патент RU №2341813. МПК: G01S 13/04. Подвижная наземная двухкоординатная РЛС кругового обзора метрового диапазона/ Башев В.В., Грачев О.Д., Зачепицкий А.А., Зяблов Н.Е., Кокурошников С.М., Малков М.А.// Опубл. 20.12.2008. Бюл. № 35.
5. Патент RU №2302077. МПК: H04B 1/04. Способ обработки сигнала / Анташев А.Б., Анташев В.Б.,Анташев Д.А.,Анташев П.В.// Опубл. 27.06.2007. Бюл. № 18.
6. Патент RU №2326401. МПК: G01S 13/34, H04D 7/00. Способ обнаружения сигнала / Анташев А.Б., Анташев В.Б., Анташев Д.А., Анташев П.В., Дементьев Р.С.// Опубл. 10.06.2008. Бюл. № 16.
7. Под ред. Соколов М. Вопросы перспективной радиолокации. — М.: Радиотехника. 2003. – 512 с.
8. Перунов Ю.М., Куприянов А.И. Радиоэлектронная борьба: радиотехническая разведка. — М.: Вузовская книга. 2016. – 190 с.
9. Радзиевский В.Г., Трифонов П.А. Обработка сверхширокополосных сигналов и помех. — М.: Радиотехника. 2009. – 288 с.
10. Панычев С.Н., Питолин В.М., Самоцвет Н.А. Универсальный показатель для оценки эффективности маскирующих и имитационных помех//Радиотехника. — 2016. — № 6. — С. 26-30.
11. Литвинов Н.Н., Лаврентьев А.М. Анализ. Возможности маскировки зондирующих сигналов радиолокационных станций группировки противовоздушной обороны//Вестник Воздушно-космической обороны. — М.: ПАО «НПО «Алмаз». — 2017. — № 1 (13). — С. 38-43.
12. Головков А.А., Минаков В.Г. Синтез согласующе-фильтрующих устройств амплитуднофазовых манипуляторов при включении управляемого элемента последовательно источнику сигнала // Телекоммуникации. — 2005. — № 3. — С. 33-37.
13. Головков А.А., Головков В.А. Параметрический синтез амплитудно-фазовых модуляторов с различными вариантами включения нелинейного элемента относительно резистивного четырехполюсника//Радиотехника и электроника. — 2013. — № 8. — С. 609-618.
14. Головков А.А., Семенов А.А. Математическое и схемотехническое моделирование амплитудно-фазовых модуляторов с использованием резистивного согласующего устройства при последовательном соединении трехполюсного нелинейного элемента и цепи обратной связи // Нелинейный мир. — 2013. — № 6. — Т. 11. — С. 417-422.
15. Под ред. А.И. Перова, В.Н. Харисова. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования — М.: Радиотехника. 2010. – 688 с.
16. Подкорытов А.Н. Высокоточное определение координат потребителя в глобальных навигационных спутниковых системах c использованием уточненной эфемеридно-временной информации // Вестник Московского авиационного института. — М.: МАИ. 2011. — № 3. — Т. 18. — С. 233-239.
17. Подкорытов А.Н. Высокоточное местоопределение в абсолютном режиме в ГНСС с использованием разрешения целочисленной неоднозначности псевдофазовых измерений//Электронный журнал «Труды МАИ». — № 59.
18. Никитин Д.П., Валайтите А.А. Анализ качества высокоточной эфемеридно-временной информации для определения координат низкоорбитальных космических аппаратов//Электросвязь. 2016. № 11. С. 18-24.
19. Никитин Д.П., Валайтите А.А. Алгоритм высокоточного абсолютного местоопределения по сигналам ГНСС для низкоорбитальных космических аппаратов//Электросвязь. — 2016. — № 11. — С. 12-17.
20. Куликов С.В., Гудаев Р.А., Балдычев М.Т., Гайчук Ю.Н. Решение задачи распознавания излучающих объектов на основе подхода к отождествлению их диаграмм направленности // Наукоемкие технологии. — 2015. — № 12. — С. 26-30.
21. Рогов Д.А., Бабишкин А.А., Гудаев Р.А., Чистяков С.В. Алгоритм распознавания типа излучающего объекта на основе спектрального портрета в воздушно-космическом пространстве на основании использования спектрального портрета//Труды ВКА имени А.Ф.Можайского. — СПб.: ВКА имени А.Ф.Можайского. — 2016. — Вып. 654. — С. 38-42.
22. Федотов Н.Г. Теория признаков распознавания образов на основе стохастической геометрии и функционального анализа. — М.: Физматлит. 2010. – 304 с.
23. SobolevV.S., FeshenkoA.A. Accurate Cramer-Rao Bounds for a Laser Doppler anemometer // IEEE transactions on instrumentation and measurement. — 2006. — V. 55. — № 2. — P. 659-665.
24. Parkinson B., Spilker J. Global Positioning System: Theory and Practice. V. I, II. Washington, DC: American Institute of Aeronautics and Astronautics. — 1996.
25. Rodrigo F. Leandro. Precise point positioning with GPS a new approach for positioning, atmospheric studies, and signal analysis//Department of Geodesy and Geomatics Engineering University of New Brunswick. 2009.
26. Publication on Geodesy 68ESA’s Earth Observation Programmes: Advancing Earth Science Through New Sensing Technology. Ссылка активна на 30.06.2018. URL: http://earthzine.org/2007/10/29/esas-earth-observation-programmes-advancing-earth-science-throughnew-sensing-technology.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Адалаева П.Ш., Айгумов Т.Г., Магомедова С.В., Челушкина Т.А. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ЭФФЕКТА ДОПЛЕРА ОТ НАГРЕТОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ. Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2018;45(2):31-41. https://doi.org/10.21822/2073-6185-2018-45-2-31-41
For citation: Adalaeva P.S., Aigumov T.G., Magomedova S.V., Chelushkina T.A. IDENTIFICATION OF AIR RADAR TARGETS USING THE DOPPLER EFFECT FROM A HEATED JET ENGINE. Herald of Dagestan State Technical University. Technical Sciences. 2018;45(2):31-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21822/2073-6185-2018-45-2-31-41
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Альтернативный двигатель
Сейчас поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) остаются самым распространенным классом тепловых машин. За год их выпускают в мире более 40 млн. Они используются в большинстве транспортных средств, реже – в энергоустановках.
От поршневых – до реактивных
Преимущество поршневых ДВС в том, что они обеспечивают большой крутящий момент при различных скоростях вращения мотора и различных режимах съема с него мощности. Но у этих установок низкий показатель выхода мощности на единицу веса – 0,8 кг / кВт, относительно низкий КПД – около 30%, а удельный расход топлива составляет в среднем около 250 г / кВт-ч. Кроме того, несмотря на все ухищрения конструкторов, эти двигатели остаются одними из основных загрязнителей окружающей среды: топливо в цилиндре не сгорает полностью – и этот недостаток невозможно ликвидировать ни с помощью компьютерного управления, ни путем дожигания выхлопных газов.
Еще один распространенный тип ДВС – газотурбинные двигатели (ГТД). Струя пара или продуктов горения топлива истекает из сопла на лопасти турбины, вызывая ее вращение. КПД таких двигателей достигает 90%. Однако значительную часть (до 60%) вырабатываемой механической энергии приходится расходовать на привод компрессора, который сжимает поток воздуха, поступающего в камеру сгорания для ее же охлаждения и для увеличения полноты сгорания топлива. К примеру, автомобильный ГТД «Ровер» развивает около 265 кВт мощности, а ее эффективная составляющая в три раза меньше – около 90 кВт. Высок в таких двигателях и удельный эффективный расход топлива: 300‑400 г/кВт-ч. К тому же чем меньше турбина, тем выше ее обороты, – и следовательно, нужна громоздкая система редукторов. В двигателе мощностью 40 кВт, например, турбина раскручивается со скоростью 60 тыс. оборотов в минуту. Поэтому изготовление ГТД экономически невыгодно, если его мощность составляет менее 110 кВт. Это ограничивает область применения ГТД, и они крайне редко используются в качестве автомобильных моторов. С другой стороны, они незаменимы в стационарной энергетике и авиации, где необходимо производство таких мощностей, получение которых на поршневых силовых устройствах было бы экономически нецелесообразным.
Если считать КПД главным критерием определения эффективности двигателей, то дальше создания жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) идти было уже некуда. Топливо сгорает в камере полностью при температуре в тысячи градусов. Это обеспечивает максимальный КПД при самом чистом выхлопе рабочего тела, создающего реактивную тягу. Но по ряду причин – высокой температуры выхлопных газов, крайне низкого ресурса самого двигателя и, главное, экономической нецелесообразности использования при небольших мощностях – сфера применения ЖРД ограничивается ракетно-космической техникой.
Идея – старая, устройство – новое
Справедливости ради стоит отметить, что первая попытка улучшить характеристики двигателя внутреннего сгорания за счет кардинального изменения одного из основных элементов – поршня – была предпринята задолго до изобретения Кузнецова. Феликс Ванкель еще в 1936 году получил патент на роторную силовую установку (первый автомобиль с таким мотором сошел с конвейера в 1963 году), в которой уже не было возвратно-поступательного движения поршня. Его мощность оказывалась равной мощности поршневого мотора с вдвое большим рабочим объемом. Возможность создания мощного, но легкого и малогабаритного двигателя вызвала огромный интерес со стороны автомобилестроителей, десятками стоявших в очереди за покупкой лицензии на его производство (кстати, одним из последних отметился там ВАЗ). Но конструкторы, по большому счету, так и не смогли уменьшить удельный расход топлива, а ресурс работы двигателя оставался крайне низким, поэтому большого распространения он не получил.
После этого были попытки (в середине 1950‑х их предприняли американские инженеры, а в 1970-х – японские) разработать принципиальную схему сферической роторной машины (СРМ), совмещавшей принципы работы поршневого и газотурбинного двигателей. Но особым успехом они не увенчались.
Михаил Кузнецов решил заняться воплощением идеи, почерпнутой им из публикации в журнале «Техника – молодежи» 35-летней давности. Именно там он впервые увидел схему объемной сферической роторной машины. В марте 1999 года изобретение было зарегистрировано Российским агентством по патентам и товарным знакам, а Московский Международный институт промышленной собственности оценил интеллектуальную собственность Кузнецова в 5,64 млн. долларов.
Как повысить эффективность?
Кузнецов нашел простое и красивое решение: вынес камеру сгорания, работающую по принципу ЖРД, за пределы сферической роторной машины, что значительно повысило ресурс работы двигателя. В этом – одно из главных преимуществ нового устройства. Отдельная камера сгорания позволяет использовать все преимущества жидкостно-реактивных и газотурбинных двигателей. Можно достичь высоких – до 2900 градусов по Цельсию – температур рабочего тела, при этом топливо будет выгорать полностью. К тому же такое решение дает возможность совершенствовать камеру сгорания отдельно от других составляющих двигателя.
Роторный узел образует в полости корпуса СРМ два расширительных контура. Каждый из них состоит из двух камер переменного объема. За один оборот они совершают полный рабочий цикл (сжатие и расширение). Смена рабочих циклов происходит автоматически за счет перекрытия впускных и выпускных каналов ротора.
При использовании в двигателе одной сферической роторной машины один контур работает в качестве двигателя, а камеры второго контура – в качестве компрессора, задача которого подавать сжатый воздух в камеру сгорания. Еще одно преимущество изобретения Кузнецова состоит в том, что возможны варианты, в которых можно использовать одновременно несколько роторных машин в одном двигателе. Простое увеличение их числа позволит управлять «литровой мощностью» всей установки. Скажем, в самолете все силовые компоненты двигателя будут включаться при взлете, а при крейсерском режиме часть из них можно вывести в режим ожидания. Это существенно увеличивает надежность и ресурс двигательной установки в целом, что особенно важно в авиации.
Пятикратное увеличение мощности
Профессор Технического университета имени Баумана, заведующий кафедрой поршневых и комбинированных двигательных установок Николай Иващенко отмечает, что «Перун» особенно привлекателен для малой авиации. Сотрудники его кафедры провели расчет математической модели двигателя, который подтвердил его работоспособность. Специалисты доказали, что «Перун» обладает низким удельным весом на единицу эффективной мощности и, соответственно, небольшими габаритами. Если такой двигатель поместить в объемы существующего моторного отсека современного танка, то его мощность увеличится в пять раз – с 2 тыс. до 10 тыс. кВт.
Профессор МАИ Валентин Рыбаков отметил, что роторная машина в двигателе Кузнецова при сопоставимых с газотурбинными устройствами мощностях совершает значительно меньшее число оборотов (40-киловаттный ГТД вращается со скоростью 60 тыс. оборотов в минуту, а СРМ достигает той же мощности при 12 тыс. оборотов в минуту), что упрощает редукционный механизм. Профессионалы особо подчеркивают следующие преимущества изобретения: отсутствие возвратного механизма, высокий механический КПД и возможность использования установки в качестве компрессора или гидронасоса.
Естественно, не все технические проблемы решены: велики потери при перетекании продуктов сжигания топлива из камеры в камеру, дорого обходится точнейшая обработка деталей сферической роторной машины, а прочность конструкции ротора при высоких оборотах вызывает сомнения. Технические вопросы можно было бы решить, если бы дело дошло до стендовых испытаний хотя бы одного опытного образца. Но с этим как раз проблема. Внедрение инновации такого уровня требует больших инвестиций и времени. Сам Кузнецов утверждает, что для доведения его проекта до ума понадобится семь‑десять лет и не менее 100…200 млн. долларов. Первый этап – проектный – может занять полтора года и стоить около 100 тыс. долларов.
Кроме того, «Перун» бросает серьезный вызов традиционному двигателестроению. Авиационные, автомобильные и энергостроительные концерны потратили уже немало денег на доводку старых идей, и для них объемно‑струйный двигатель – слишком радикальный способ повысить конкурентоспособность своей продукции. Может быть, поэтому переговоры с потенциальными инвесторами пока ни к чему не привели.
Осмотр испытательного стенда реактивных двигателей при помощи системы телеинспекции на базе противоударного квадрокоптера ELIOS
Применение квадрокоптеров для обследований в авиакосмической промышленности. В статье рассказываем о использовании системы телеинспекции на базе противоударного дрона Flyability Elios для обследования испытательного стенда, где тестируют двигатели для ракет и самолётов.
Содержание статьи
- Испытательный стенд реактивных двигателей
- Визуальный контроль опор испытательного стенда
- Обследование стенда при помощи дрона
- Выводы
- Галерея изображений
Испытательный стенд реактивных двигателей
Испытательные стенды реактивных двигателей используемые в авиакосмической индустрии для проверки качества и НИОКР требуют строгого обслуживания. Без этих сооружений не обходится ни один полёт. Подтвердить стопроцентную надежность изделия можно только одним способом: отправить готовый двигатель на испытания. При огневых испытаниях двигателя на стенде моделируют выход корабля на орбиту или полёт самолёта на пределе мощностей, регистрируют около 1000 различных параметров, по которым оценивают качество изготовления двигателя.
Традиционные методы контроля испытательных стендов включают длительные операции, которые приводят к высоким затратам и простою. Противоударный дрон Elios предлагает более дешевый, быстрый и безопасный способ проверки путем сбора данных по всем ключевым элементам в течение нескольких минут.
Визуальный контроль опор испытательного стенда к содержанию
Ведущему мировому производителю реактивных двигателей совместно с поставщиком оборудования требовался общий визуальный осмотр металлических опор на одном из стендов. Установка испытания реактивного двигателя состоит из 3 частей:
- отсек подачи воздуха, состоящий из нескольких этажей;
- большое центральное помещение в котором испытывается реактивный двигатель;
- отсек выхода воздуха, также из нескольких этажей.
Чтобы стабилизировать воздушный поток и снизить уровень шума, глушители размещаются на высоте примерно 15 метров, как на входе, так и на выходе отсека, в шахматном порядке. Лопасти управления также установлены на дне отсека входа для того чтобы контролировать воздушные потоки. Лопасти препятствуют лёгкому доступу к глушителям, традиционные методы визуального контроля могут потребовать полной разборки этой конструкции. Этот процесс обычно занимает несколько дней, если не недель. После этого необходимы установка крана или страховочных тросов для доступа к глушителям, всё это ведёт к высоким затратам и долгому простою.
Главная проблема для операторов этой конструкции — риск всасывания любых твердых объектов, таких как болт или гайка, во время испытания. Это может причинить серьезный ущерб как двигателю, так и самой испытательной установке. Кроме того, в результате простоя будут огромные финансовые потери, особенно во время окончательной проверки качества производственной партии.
Принимая во внимание эти критические проблемы, и не имея времени и экономически эффективного решения, использование противоударного БПЛА Elios оказалось хорошим решением для производителя реактивных двигателей.
Обследование стенда при помощи дрона к содержанию
Инспекция проходила в одной из испытательных камер ведущего мирового производителя реактивных двигателей и проводилась опытным оператором. Дрон Flyability Elios пролетел через лопасти управления и проверил структурную целостность металлических кронштейнов удерживающих звукоглушители.
Для досмотра в различных частях объекта было проведено десять полётов по 10 минут каждый. Большинство полётов выполнялись вне прямой видимости с камерой, направленной на 90° вверх. Осмотр был выполнен квадрокоптером Elios благодаря своим возможностям обследовать труднодоступные неосвещённые помещения и объекты.
Выводы к содержанию
Все ключевые элементы испытательного стенда были проверены менее чем за 4 часа одним оператором дрона. Крана, альпинистов и страховочных тросов не потребовалось. Заказчик и поставщик были очень довольны полученными данными. Защищенный дрон Elios — революция на рынке производственного контроля, а также в авиационной промышленности, обеспечивающий доступ к труднодоступным местам.
РЕАКТИВНОЕ ТОПЛИВО, ГОСТ 10227 — Топлива для реактивных двигателей. Технические условия
Определение плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в градусах API
ГОСТ Р 51069 — ГОСТ Р ЕН ИСО 3675 — ASTM D 1298
Стойка для 3 цилиндров с двойными стенками, полный комплект
Определение кинематической вязкости при отрицательных температурах
ГОСТ 33 — ГОСТ Р 53708 — ASTM D 445 / D 446 — ASTM D 1655 — ASTM D2532 — IP 71 — ISO 3104 / 3105
Автоматический вискозиметр miniAV-LT с 1 баней, 230 В, 50/60 Гц
Определение кинематической вязкости при положительных и отрицательных температурах
ГОСТ 33 — ГОСТ Р 53708 — ISO 3104
TE-3000F Низкотемпературная термоэлектрическая баня, 230 В, 50/60 Гц
Определение кинематической вязкости при положительных и отрицательных температурах
ГОСТ 33 — ГОСТ Р 53708 — ISO 3104
TLV25 — Трёхместная низкотемпературная вискозиметрическая баня
Определение кинематической вязкости при положительных и отрицательных температурах
ГОСТ 33 — ГОСТ Р 53708 — ISO 3104
TV12LT — термостатируемая прозрачная баня, -42. +20°С
Определение теплоты сгорания
ГОСТ 21261 — ASTM D 240 — ASTM D 4809
Калориметрическая система для определения теплоты сгорания жидких и твердых веществ, модель C 2000 basic Version 1
Определение кислотности
Прибор для перегонки спирта 1000мл ГФ 2.983.013-01
Определение йодных чисел и содержания непредельных углеводородов
Штатив Бунзена лабораторный, в комплекте
Определение йодных чисел и содержания непредельных углеводородов
T50 M Terminal Aвтоматический титратор Titration Excellence T50 в комплекте с cенсорным (Touch Screen) терминалом c цветным жидкокристаллическим дисплеем 5.7 дюйма, ручным стендом для титрования и бюреткой DV1010
Определение температуры помутнения и начала кристаллизации
ГОСТ 5066 (метод Б)
КРИО-Т-05-01 (-80…+20°С) Криостат для определения низкотемпературных характеристик нефтепродуктов
Определение термоокислительной стабильности авиационных турбинных топлив (метод JFTOT)
ГОСТ Р 52954 — ASTM D 3241
Анализатор Falex 400 для определения термоокислительной стабильности авиационных турбинных топлив
Определение ароматических углеводородов
Горизонтальный лабораторный шейкер, модель HS 260 basic
Определение содержания серы в нефтепродуктах сжиганием в лампе
Прибор для определения серы ламповым методом
Определение содержания сероводорода и меркаптановой серы
T50 M Terminal, Aвтоматический титратор Titration Excellence T50
Определение зольности
ГОСТ 1461 — ISO 6245 — ASTM D 482
Муфельная печь с подъемной дверцей, Тmax 1100°С
Определение наличия водорастворимых кислот и щелочей
S220-Kit Лабораторный рН-метр/иономер
Определение содержания мыл нафтеновых кислот
Прибор вакуумного фильтрования ПВФ-35/2БН
Определение содержания механических примесей
Прибор вакуумного фильтрования ПВФ-35/2БН
Определение содержания нафталиновых углеводородов методом УФ-спектфотометрии
ГОСТ 17749 — ASTM D 1840
Спектрофотометр Cary 100, сканирующий
Определение высоты некоптящего пламени
ГОСТ 4338 — ГОСТ Р 53718 — ASTM D 1322 — ISO 3014
Лампа для определения высоты некоптящего пламени
ASTM D 1322 — IP 57 — ISO 3014