Что такое танковый газотурбинный двигатель
Что такое танковый газотурбинный двигатель
New US Tank Engine Is Making
Jane’s Defence Weekly
Выбор сухопутными войсками США газотурбинного двигателя LV -100 фирм General Electrik / Honeywell для танка » Абрамс » и САУ » Крусейдер » (проект отменен) представляет важный шаг в программе по разработке бронированных. Однако никто не ожидал, что новый двигатель будет иметь неблагоприятную топливную экономичность и оперативную мобильность. Однако это подтвердила практика.
Вопрос о расходе топлива возникает, потому что сухопутные войска США выбрали двигатель, не обращая внимания на его топливную экономичность. Хотя в конце 1970-х годов уже была совершена такая ошибка при выборе газотурбинного двигателя AGT -1500 для основных боевых танков М 1 . Несмотря на утверждения, что расход топлива танка М 1 с двигателем AGT -1500 будет таким же, как у танков с дизельными двигателями, существовали предположения, что расход топлива будет фактически на 60-70% больше. Действительность оказалась даже хуже этих предположений. Широкие конкурсные испытания показали, что танк М 1 потребляет на 100% больше топлива, чем сравнимый танк с дизельным двигателем.
Вскоре это стало очевидным, когда танк М 1 поступил на вооружение в 1980-е годы. Впервые, для передвижения боевых машин бронетанковой дивизии США 1987 года, оснащенной танками М 1 , на 100 миль ( 160 км ) потребовалось 217000 галлонов (США) (примерно 821000 л ) топлива. Около 133000 галлонов (США) потребовалось дивизии в 1978 году, оснащенной более легкими танками М-60 с дизельными двигателями.
Научный комитет сухопутных войск США в 1987 г . отметил резкое увеличение расхода топлива, придавая большое значение трудностям обеспечения войск топливом. Он рекомендовал, чтобы сухопутные войска добивались сокращения расхода топлива на 50%. Но в течение следующего десятилетия не было значительных улучшений, несмотря на неблагоприятное воздействие большого потребления топлива на операции бронетанковых войск во время войны в районе Персидского залива в 1990-1991 гг. Например, темп решающего маневра VII корпуса США, выполняемого по Кувейту, задавался не скоростью его танков М 1 , а скоростью обременяющего его транспорта снабжения, от которого корпус зависел в отношении топлива.
Исследование 1997 г . показало, что потребности бронетанковой дивизии США в топливе были все так же высоки, как и раньше. За сутки боя использовалось не менее 565000 галлонов (США); танки М 1 потребляли 40% этого количества.
Предполагалось, что, если танки М 1 будут оснащены двигателем LV -100, расход топлива уменьшится, так как двигатель LV -100 является более новой разработкой, чем двигатель AGT -1500.
Рассматривалась возможность использования двигателя LV -100 на одном из двух семейств тяжелых бронированных машин, разрабатываемых по прекращенной сейчас программе модернизации бронированных систем ( ASM ) начала 1990-х годов, но он использовался лишь на испытательных стендах. Однако , после того как фирма Cummins Engine решила в середине 1990-х годов закончить свое участие в работе над дизельным двигателем XAV -28, создаваемым в качестве конкурента двигателю LV -100 по программе AIPS , двигатель LV -100 стал единственным перспективным американским двигателем боевого танка.
В поддержку его принятия сделаны заявления, что его расход топлива «почти на 50% ниже» расхода топлива двигателя AGT -1500 и находится «в пределах разницы нескольких процентов» от перспективного дизельного двигателя. Но исследования, выполненные в 1995 г . юго-западным научно-исследовательским институтом для командования ТАСОМ, показали, что потребление топлива двигателем LV -100 за сутки боя лишь на 36% меньше потребления топлива двигателем AGT -1500 и на 11-26% больше расхода топлива перспективных дизельных двигателей.
Более поздние исследования подтвердили эти результаты. Расход топлива двигателя LV -100 на холостом ходу в четыре раза больше расхода топлива дизельного двигателя, как и двигателя AGT -1500, хотя все еще сообщают, что его расход только в два раза больше расхода топлива дизельных двигателей; это при том, что танковые двигатели работают много времени на холостом ходу или не на полную мощность. Следовательно, полный расход топлива танка с двигателем LV -100, вероятно, на 20-50% больше расхода топлива сравнимого танка с дизельным двигателем. Это означает, что значительно больше топлива требуется для обеспечения танков во время боевых действий, и является, следовательно, большей нагрузкой для материально-технического обеспечения.
Выбор двигателя LV -100 может также подвергаться критике по той причине, что его основной дизельный конкурент, двигатель МТ-883 фирмы МТ U , уже полностью разработан и в США создаются предприятия для производства, по крайней мере, одного варианта этого двигателя. Около 388 двигателей МТ-883 произведено для экспортного варианта французского основного боевого танка AMX » Леклерк «. Кроме того, в ответ на возражения по поводу большого расхода топлива танка М 1 фирма General Dynamics Land Systems изготовила опытный образец экспортного варианта танка М1, оснащенного двигателем МТ-833.
До настоящего времени все двигатели МТ-883 производились в Германии, но в будущем вариант МТ-883 Ка-523 будет производиться в США для перспективной амфибийной десантной машины ( AAAV ) морской пехоты. Эти производственные мощности смогут также использоваться для производства варианта двигателя МТ-883 для боевого танка, что снизит стоимость двигателя. Не опубликовано никаких цифр по относительной стоимости имеющихся двигателей, но производство автомобильных газотурбинных двигателей обычно считается значительно более дорогим, чем производство дизельных двигателей.
Преимуществом двигателя LV -100 над дизельными двигателями является его меньшая масса. Это особенно важно по отношению к самоходному орудию » Крусейдер «, так как прилагались большие усилия к снижению его массы с 60 т до 48-50 т. В то же время, расход топлива двигателя LV -100 менее важен для артиллерийской системы и, так как система » Крусейдер » должна быть легче, она будет, в любом случае, потреблять меньше топлива. В то время как для шестидиститонного танка М1А2 более легкий двигатель LV -100 не будет актуален, так как лишь незначительно снизит его массу, а значит и расход топлива останется большим.
Эти две платформы разные, и для получения преимущества в унификации, двигатель LV -100 предполагается использовать на танках » Абрамс » и на машинах » Крусейдер «. Если для » Крусейдер » обосновано принятие двигателя LV -100, то, очевидно, это пагубно скажется на 2845 танках М 1 , на которых может быть сменен двигатель в течение следующих восьми лет.
Что такое танковый газотурбинный двигатель
На «Заводе имени В.Я.Климова» закончены работы по двигателю ГТД-1500 (с возможностью установки гидрообъемной передачи) мощностью 1500 л.с. ГТД-1500 создается с применением новейших материалов и технологий.
Двигатель ГТД-1500 (»Изделие 39″) представляет собой перспективную форсированную модификацию двигателя ГТД-1250 мощностью 1500 л.с. Двигатель создан с применением новейших материалов. По сравнению с ГТД-1250 у него увеличена степень сжатия в компрессоре на 5:6 %, а расход воздуха – на 6:8 %.
Существует модификация двигателя с гидрообъемной передачей – ГТД-1500Г (»Изделие 39Г»).
Один из создателей легендарного танка Т-80 Александр Сергеевич Ефремов рассказал корреспонденту «Вестника Мордовии», что в начале 1990-х конструкторы работали над газотурбинными двигателями, которые обеспечивали танкам рекордные скоростные и маневренные характеристики.
«Танк с ГТД-1500 мы испытывали за пределами города на Волхонском шоссе. Чтобы не было проблем с ГАИ, эти работы проводили очень рано утром. Так вот, танк развивал скорость уже до 95 км/ч. Машина была очень послушной и легкой в управлении», – рассказал Ефремов.
У данной машины был очень большой потенциал, но из-за кризиса 1500-сильный силовой агрегат не удалось внедрить в серийное производство. По словам Ефремова, этой мощной турбиной хотели оснастить и нижнетагильский танк Объект 187, который создавался в начале 90-х. Конструкторы даже установили ГТД-1500 на одной из опытных машин.
Одной из особенностей данного танка была информационно-управляющая система, контролирующая работу трансмиссии и двигателя. Однако и эта перспективная машина существовала только в виде опытного образца.
Кроме того, вариант с ГТД-1500 рассматривался и для танка Объект 195, также известного для Т-95, однако в результате было решено развивать дизельное направление.
В настоящее время испытывается отечественный транспортный ГТД мощностью 1103 кВт (1500 л.с.). ГУП «Завод имени В.Я. Климова» разработаны технические предложения по дальнейшему повышению мощности ГТД (в тех же габаритах) до уровня 1323 кВт (1800 л.с.), что необходимо для динамичного развития новых систем вооружения, защиты и подавления противотанковых средств, без которых перспективный танк просто не состоится. Повышение же мощности отечественных танковых дизелей приостановилось на уровне 735 кВт (1000 л.с.). И, вероятно, главная причина этих скромных успехов в том, что танковый дизель в существующем конструктивном исполнении исчерпал возможности существенного улучшения своих характеристик.
Танку Т-80У обладающему наивысшей удельной мощностью в 27,2 л.с./т в перспективе могут довести величину удельной мощности до 32,5 л.с./т, если перейти на созданный заводом им. Климова газотурбинный двигатель ГТД-1500.
МОДИФИКАЦИИ:
• «изделие 39″ – двигатель ГТД-1500 мощностью 1500 л.с., созданный с применением новейших материалов, степень сжатия увеличена на 5:6 %, а расход воздуха – на 6:8 % (по сравнению с ГТД-1250);
• «изделие 39Г» – ГТД-1500Г с гидрообъемной передачей.
Мощность 1500 л.с.
Длина 1484 мм
Ширина 1391 мм
Высота 937 мм
Вес 1300 кг
Суд. = 0,215 кг/л.с.ч
Gм ≤ 0,2 л/ч
Gв = 5,5 кг/с
πк = 12
Тг макс. = 1340 К
Танковый двигатель
Танковый двигатель — двигатель внутреннего сгорания, который предназначается для установки на танки; нередко танковые двигатели устанавливаются также на боевых машинах пехоты, бронетранспортёрах, самоходных артиллерийских установках и т. п. [1] [2]
Основными требованиями, предъявляемыми к современному танковому двигателю, являются его компактность, надёжность работы в различных климатических условиях, высокие энергетические показатели и экономичность, многотопливность [1] .
До Второй мировой войны в качестве танковых, как правило, использовались автомобильные, а позднее и адаптированные авиационные двигатели; к 1950-х годам они были полностью вытеснены моторами специальной разработки. В настоящий момент на современных танках имеют наибольшее распространение дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 440—625 кВт (600—850 л. с.) и более; применяются также газотурбинные двигатели мощностью до 1100 кВТ (1500 л. с.) [1] [2] .
Помимо двигателей внутреннего сгорания, в разное время предпринимались также попытки оснастить танки силовыми установками другого типа, не имевшие, однако, особого успеха. Во время Первой мировой войны и межвоенный период существовал (в том числе и в СССР) ряд проектов танков с паровым двигателем. Некоторые паровые танки (например, американский огнемётный паровой танк 1918 года) были реализованы в металле, однако в целом опыты по использованию паровых машин в качестве танковых двигателей оказались неудачными. В период Холодной войны в США активно прорабатывалась концепция так называемого атомного танка, в качестве двигателя на котором должна была использоваться ядерная силовая установка, однако практического воплощения работы в данном направлении не получили.
Примечания
- ↑ 123 Танковый двигатель // Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М .: Воениздат, 1986. — С. 730. — 863 с. — 150 000 экз.
- ↑ 12 Танковый двигатель // Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М .: Воениздат, 1989. — С. 292. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8
Литература
- Танковый двигатель // Советская военная энциклопедия. — Т. 7. — С. 672—673.
- Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С. Ф. Ахромеев, и. о. глав. ред. С. Г. Шапкин. — 2-е изд. — М .: Воениздат, 1986. — 863 с. — 150 000 экз.
- Словарь военных терминов / Сост. А. М. Плехов, ред. С. Г. Шапкин. — М .: Воениздат, 1989. — 335 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-203-00175-8
Танковый двигатель на Викискладе ? |
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Двигатель года
- Двигубская, Екатерина Николаевна
Смотреть что такое «Танковый двигатель» в других словарях:
Танковый двигатель — двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для обеспечения движения танка; применяется также на САУ, БМП, БТР. Наиболее распространены иа современных танках дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 440 625 кВт (600 850 л.… … Словарь военных терминов
В-92 — Танковый двигатель В 92 В 92 российский четырёхтактный, V образный, 12 цилиндровый, многотопливный дизельный … Википедия
Танк Т-34 — Рождение тридцатьчетверки Массовые танки Красной Армии Т 26 и БТ по своим тактико техническим данным были вполне на уровне требований середины 30 х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Их производство развернулось в 1934 36 гг,… … Энциклопедия техники
M46 (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. M46 … Википедия
История создания основного боевого танка Т-64 — ВВЕДЕНИЕ В начале пятидесятых годов на заводе № 75 в городе Харькове конструкторское бюро № 60, возглавляемое главным конструктором А.А. Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Через десять лет напряженных поисков … Энциклопедия техники
Т-64 — Т 64А ранних выпусков после капитального ремонта Т 64А (197 … Википедия
T-64 — Т 64А ранних выпусков после капитального ремонта Т 64А (1974 года выпуска) Классификация основной боевой танк Боевая масса, т … Википедия
T64 — Т 64А ранних выпусков после капитального ремонта Т 64А (1974 года выпуска) Классификация основной боевой танк Боевая масса, т … Википедия
T 64 — Т 64А ранних выпусков после капитального ремонта Т 64А (1974 года выпуска) Классификация основной боевой танк Боевая масса, т … Википедия
Танк — У этого термина существуют и другие значения, см. Танк (значения). Танк Т 34 85 Танк бронированная боевая машина чаще все … Википедия
Основной боевой танк Т-80
Машина принята на вооружение в 1976 году и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя. Разработки танковых ГТД в СССР начались в 1955-1958 годах. Тогда были изготовлены и испытаны два опытных газотурбинных двигателя мощностью 1000 л. с. В дальнейшем работы по танковым ГТД проводились в Омске Отдельным КБ №29 (1961-1965 гг.), ОКБ Челябинского тракторного завода и с 1968 года Научно-производственным объединением им. Климова.Коллектив последнего создал газотурбинный двигатель, получивший наименование ГТД-1000Т. В конструкции боевой машины частично использованы отработанные элементы танка Т-64А: пушка, боеприпасы, автомат заряжания, отдельные узлы системы управления огнем и броневой защиты.
Новый двигатель, увеличившаяся масса танка и изменившиеся динамические характеристики явились причинами разработки новой ходовой части: гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидроамортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками, опорных и поддерживающих катков, ведущих и направляющих колес новой конструкции.
Таким образом, по отдельным элементам конструкции Т-80 был унифицирован с ранее выпущенными танками Т-64А и Т-72, однако в целом это новая машина с повышенным уровнем боевых и технических характеристик. Рассмотрим подробнее модификацию танка Т-80БВ, который был принят на вооружение в 1985 году. Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек. Механик-водитель размещен в центре отделения управления. Улучшение обзорности с его места достигнуто установкой трех смотровых приборов вместо одного, как на танках Т-64 и Т-72. Предусмотрен обогрев рабочего места механика-водителя за счет отбора воздуха от компрессора ГТД.
Боевое отделение по компоновке подобно боевому отделению танка Т-64Б. Кроме 28 выстрелов в механизированной боеукладке, в пределах боевого отделения находятся три выстрела (7 снарядов и заряды к ним размещены в отделении управления). В моторно-трансмиссионном отделении продольно расположен моторный моноблок, что потребовало некоторого увеличения длины корпуса по сравнению с Т-64А. Газотурбинный двигатель выполнен в блоке со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором, кинематически связан с двумя бортовыми планетарными коробками передач. В состав моноблока входят собственно ГТД, воздухоочиститель, масляные баки и радиаторы двигателя и трансмиссии, топливные фильтры и приводные агрегаты: топливоподкачивающий насос, компрессор, вентиляторы системы охлаждения и пылеудаления, генератор, стартер и масляный насос трансмиссии.
Моноблок массой 1050 кг крепится в корпусе на трех опорах. В МТО размещено четыре топливных бака емкостью 385 литров, общий запас топлива в забронированном объеме составляет 1140 литров. Основным вооружением танка является танковая 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка. Боекомплект состоит из 38 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, 28 из которых размещены во вращающемся транспортере автомата заряжания такого же типа, как на танке Т-64БВ. Система управления огнем 1АЗЗ включает прицел-дальномер 1Г42 с электроблоком, танковый баллистический вычислитель 1В517, блок разрешения выстрела 1Г43, стабилизатор вооружения 2Э26М, комплект датчиков, преобразователь напряжения с регулятором частоты и напряжения.
С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62-мм. Для стрельбы по воздушным целям имеется зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7-мм, установленный на основании люка командира танка. Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные преграды, остальное бронирование корпуса и башни монолитная стальная броня, с большим дифференцированием толщин и углов наклона, дополнительная защищенность от кумулятивных снарядов достигнута установкой комплекта навесной динамической защиты. Защита от оружия массового поражения обеспечивается прочностью и жесткостью корпуса и башни, применением подбоя и надбоя, системой герметизации и подачи очищенного воздуха в обитаемые отделения.
Для постановки дымовых завес используются ТДА и дымовые гранатометы. Корпус танка сварной, верхняя лобовая деталь имеет угол наклона 68° от вертикали. Башня литая, борта корпуса защищены резинотканевыми противокумулятивными экранами. Танк оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала. На Т-80БВ установлен газотурбинный двигатель ГТД -1000ТФ, выполненный по трехвальной схеме, с двумя независимыми турбокомпрессорами и свободной силовой турбиной. Сопловой аппарат турбины регулируемый, что обеспечивает торможение танка двигателем, ограничивает частоту вращения турбины и предотвращает ее разнос при переключении передач. Мощность двигателя — 1100 л. с. Он приспособлен для работы на реактивных топливах ТС-1, ТС-2, дизельных топливах и автомобильных низкооктановых бензинах.
Процесс пуска двигателя автоматизирован, раскрутка роторов компрессоров осуществляется двумя электромашинами. Двигатель выполнен в одном блоке с понижающим редуктором, который обеспечивает связь с бортовыми коробками передач. Общая емкость топливной системы составляет 1840 литров. Трансмиссия танка механическая, планетарная. Она состоит из двух агрегатов, каждый из которых включает бортовую коробку передач, бортовой редуктор и гидросервоприводы системы управления движением. В состав трансмиссии входит также масляная система, обеспечивающая смазку агрегатов и работу гидросервоприводов. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой БКП обеспечивают четыре передачи вперед и одну назад. Гусеничный движитель состоит из гусениц с обрезиненной беговой дорожкой и резинометаллическими шарнирами, опорных катков с резиновыми шинами и поддерживающих катков с наружной амортизацией, цельнометаллических направляющих колес и ведущих колес, механизмов натяжения червячного типа.
На танке применена индивидуальная, торсионная подвеска с несоосным расположением торсионных валов, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на первых, вторых и шестых узлах подвески. Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, обеспечивающим преодоление водных преград глубиной до пяти метров без ограничения ширины. Характерна воздухопитающая труба увеличенного диаметра. Модернизация танка Т-80 привела к появлению основного танка Т-80У. Эта машина представляет собой дальнейшее развитие танка Т-80Б. Усовершенствования коснулись всех основных боевых и эксплуатационных свойств. Прежде всего, значительно повышена живучесть танка за счет изменения конструкции броневых преград, включения встроенной динамической защиты, некоторого увеличения массы материала, отпущенного на бронирование. Улучшены возможности ведения как дальнего, так и ближнего огневого боя благодаря использованию нового комплекса управляемого вооружения, повышению характеристик оружия и системы управления огнем.
Показатели подвижности возросли вследствие применения более мощного ГТД (1250 л. с.), совершенствования трансмиссии и приводов управления движением. Танк принят на вооружение в 1985 году. С 1987 года в Харькове было освоено производство модификации с дизельным двигателем, получившей индекс Т-80УД. Использование двухтактного дизельного двигателя привело к конструктивным изменениям в трансмиссии и приводах управления движением. Имеются и другие конструктивные отличия, например в установке зенитного пулемета. Основные же характеристики остались без изменений. С целью улучшения противоминной стойкости танка сиденье механика-водителя крепится не к днищу, а подвешивается к крыше (подбашенному листу). Слева за сиденьем установлен пиллерс, повышающий жесткость конструкции. В боевом отделении, в отличие от танка Т-80БВ, дополнительно размещено семь выстрелов (немеханизированная боеукладка). Несколько изменилось взаимное расположение приборов вследствие введения дублированного управления огнем и использования тепловизора.
Топливные баки размещены в отделении управления, в боевом отделении и в МТО. Емкость внутренних топливных баков составляет 1090 литров. Еще 680 литров топлива помещается в пяти наружных баках. Можно устанавливать на танк три дополнительные бочки по 200 литров каждая. Таким образом, возимый запас топлива достигает 2370 литров. Для питания потребителей электроэнергией и подзарядки АКБ при неработающем основном двигателе, подачи электроэнергии совместно с АКБ при запуске и прокрутке основного двигателя, на танке имеется газотурбинный энергоагрегат с генератором мощностью 18 кВт он размещен в корме машины в бункере на левой надгусеничной полке. Пульт управления энергоагрегатом находится в отделении управления. Основным вооружением является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М-1. Прицел-дальномер/прибор наведения имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях и панкратическую систему увеличения от 3,6 до 12 крат. Он обеспечивает наведение и стабилизацию информационного лазерного луча, измерение и индикацию дальности до целей и выработку сигналов управления приводами пушки и башни.
Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода экипажа из танка имеется устройство встроенного контроля, состоящее из целика на дульной части ствола, длиннофокусного объектива и призмы между защитным стеклом и головкой прицел-дальномера. Боекомплект к пушке состоит из 45 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. В его состав входит выстрел с управляемой ракетой 9М119, имеющей кумулятивную боевую часть. Основная часть боекомплекта размещается во вращающемся транспортере механизма заряжания (28 выстрелов). Другие артиллерийские выстрелы находятся в немеханизированных укладках в корпусе и башне (7 снарядов и зарядов в отделении управления, остальные — в боевом отделении). Комплекс управления огнем обеспечивает поиск целей и слежение за ними командиром и наводчиком, автоматический ввод поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных, наведение и стабилизацию пушки и спаренного с ней пулемета, пуск и автоматическое наведение ракеты, целеуказание от командира. Функционально он объединяет комплекс управления пушкой и спаренным пулеметом; комплекс управляемого оружия. Стабилизатор вооружения включает усовершенствованный малогабаритный электрогидравлический привод вертикального наведения пушки и электромашинный привод башни.
Ночной прицельный комплекс наводчика включает тепловизионный прицел, которым может пользоваться и командир танка с помощью своего видеосмотрового устройства, и параллелограммный привод с устройством ввода поправок в положение осветителя. Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает наблюдение за полем боя, приоритетное дублированное управление пушкой и спаренным пулеметом, стрельбу из пушки днем и ночью артиллерийскими снарядами, целеуказание. Комбинированный дневной/ночной прицел ТКН-4С командира имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости. В состав прицела входят два дневных оптических канала (1-кратного и 7,5-кратного увеличения) и пассивно-активный ночной канал. В качестве вспомогательного оружия танк имеет спаренный с пушкой пулемет ПКТ калибра 7,62-мм и зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7-мм. Комплекс управляемого вооружения 9К119 состоит из аппаратуры, установленной в танке и выстрела с управляемой ракетой. Для наведения ракеты используется полуавтоматическая система дистанционного управления по лучу лазера. Дальность стрельбы ракетой — до 5000 метров. Корпус имеет сварную конструкцию с большими углами наклона носовых деталей.
Верхний лобовой лист — комбинированный, с углом наклона 68° от вертикали. Башня литая, в лобовом секторе имеет комбинированную броневую защиту. Динамическая защита выполнена во встроенном варианте и обеспечивает прирост защищенности как от кумулятивных, так и от кинетических снарядов Защита экипажа от поражающих факторов ОМП обеспечивается системой коллективной защиты, аналогичной системе танка Т-80БВ. В комплект машины входят индивидуальные противорадиационные жилеты. Танк оснащен быстродействующей системой ППО ЗЭЦ13 «Иней». На танке установлен 1250-сильный газотурбинный двигатель ГТД-1250, выполненный по трехвальной схеме, с двумя независимыми компрессорами и свободной силовой турбиной. Основным топливом считается дизельное. Кроме того, разрешается использовать низкооктановые бензины, реактивные топлива. Трансмиссия имеет, по сравнению с танком Т-80БВ, некоторые отличия, обусловленные повышенной мощностью двигателя и использованием гидротормоза. Ходовая часть такая же, как у танка Т-80БВ.