Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка и ремонт асинхронных электродвигателей

Проверка и ремонт асинхронных электродвигателей

В предыдущей статье Я рассказывал о том, как проверить, найти и устранить неисправности в коллекторных электродвигателях, которые отличаются тем, что у них есть щеточно-коллекторный узел. Сейчас Я расскажу как проверить, найти неисправность и отремонтировать асинхронный электродвигатель, который является самым надежным и простым в изготовлении из всех типов моторов. Они реже встречается в быту (в компрессоре холодильника или в стиральной машине), но за то часто в гараже или мастерской: в станках, компрессорах и т. п.

Починить или проверить своими руками асинхронный электродвигатель будет не тяжело большинству людей. Наиболее частой поломкой у асинхронных двигателей является износ подшипников, реже обрыв или отсыревание обмоток.

Большинство неисправностей можно выявить при внешнем осмотре.

Рекомендую периодически, что бы продлить срок службы- проверять у электродвигателей: состояние подшипников, чистить его внутри от мусора и пыли, и особенно вентиляционные отверстия.

Перед подключением или если долго не использовался мотор, необходимо у него проверить сопротивление изоляции мегомметром. Или если нет знакомого электрика с мегомметром, тогда не помешает в профилактических целях его разобрать и посушить обмотки статора несколько суток.

Прежде чем приступать к ремонту электродвигателя, необходимо проверить наличие напряжения и исправность магнитных пускателей, теплового реле, кабелей подключения и конденсатора, при его наличии в схеме.

Проверка электродвигателя внешним осмотром

Полноценный осмотр можно провести только после разборки электродвигателя, но сразу не спешите разбирать.

Все работы выполняются только после отключения электропитания, проверки его отсутствия на электродвигателе и принятия мер по предотвращению его самопроизвольного или ошибочного включения. Если устройство включается в розетку, тогда просто достаточно достать вилку из нее.

Если в схеме есть конденсаторы, тогда их выводы необходимо разрядить.

Проверьте перед началом разборки:

  1. Люфт в подшипниках. Как проверить и заменить подшипники читайте в этой статье.
  2. Проверьте покрытие краски на корпусе. Выгоревшая или отлущиваяся местами краска свидетельствует о нагревании двигателя в этих местах. Особенно обратите внимание на места расположения подшипников.
  3. Проверьте лапы крепления электродвигателя и вал вместе его соединения с механизмом. Трещины или отломанные лапы необходимо приварить.

После разборки по этой инструкции необходимо проверить:

  1. Смазку в подшипниках. Или заменить их при износе.
  2. Отсутствие касаний при вращении ротора в статоре. Если есть потертости, значит изношены подшипники. Если сильно стерт ротор или есть значительные сколы (чаще всего в районе крыльчатки), его необходимо будет заменить, потому что будет нарушена балансировка вала.
  3. Осматриваем короткозамкнутый ротор на отсутствие повреждений, как правило это оплавления или почернения в местах расположения стержней, соединенных с контактными кольцами. Поврежденный ротор ремонту не подлежит и его необходимо заменить.
  4. Далее необходимо осмотреть обмотки статора электродвигателя в первую очередь на целостность, т. е. не должно быть оторванных или торчащих проводов. Затем внимательно смотрим и ищем места почернения проводов. Исправные провода темно-красного цвета. Если же выгорает электроизоляционный лак, то провода в этих местах чернеют.

Может выгореть как часть обмотки и возникнет межвитковое замыкание (на картинке слева), так и вся обмотка (на правой картинке). Несмотря на то, что в первом случае двигатель будет работать и перегреваться, все равно необходимо в любом случае перемотать заново обмотки.

Как прозвонить асинхронный электродвигатель

Если при внешнем осмотре ничего не выявлено, тогда необходимо продолжить проверку при помощи электротехнический измерений.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Самым распространенным в домашнем хозяйстве электроизмерительным прибором является мультиметр. При его помощи можно прозвонить на целостность обмотки и на отсутствия пробоя на корпус.

В двигателях на 220 Вольт. Необходимо прозвонить пусковую и рабочую обмотки. При чем у пусковой сопротивление будет 1.5 раза больше, чем у рабочей. У некоторых электромоторов пусковая и рабочая обмотка будет иметь общий третий вывод. Подробнее об этом читайте здесь.

Например, у мотора от старой стиральной машины есть три вывода. Самое большое сопротивление будет между двумя точками, включающей в себя 2 обмотки, например 50 Ом. Если взять оставшейся третий конец, то это и будет общий конец. Если замерить между ним и 2 концом пусковой обмотки- получите величину около 30-35 Ом, а если между ним и 2 концом рабочей- около 15 Ом.

В двигателях на 380 Вольт, подключенных по схеме звезда или треугольник необходимо будет разобрать схему и прозвонить отдельно каждую из трех обмоток. У них сопротивление должно быть одинаковым от 2 до 15 Ом с отклонениями не более 5 процентов.

Обязательно необходимо прозвонить все обмотки между собой и на корпус. Если сопротивление не велико до бесконечности, значит есть пробой обмоток между собой или на корпус. Такие двигатели необходимо сдать в перемотку обмоток.

Как проверить сопротивление изоляции обмоток электродвигателя

К сожалению, мультиметром не проверить величину сопротивления изоляции обмоток электромотора для этого необходим мегомметр на 1000 Вольт с отдельным источником питания. Прибор дорогой, но он есть у каждого электрика на работе, которому приходится подключать или ремонтировать электродвигатели.

При измерении один провод от мегомметра присоединяют к корпусу в неокрашенном месте, а второй по очереди к каждому выводу обмотки. После этого измерьте сопротивление изоляции между всеми обмотками. При величине менее 0.5 Мегома- двигатель необходимо просушить.

Будьте внимательны, во избежание поражения электрическим током не прикасайтесь к измерительным зажимам во время проведения измерений.

Все измерения проводятся только на обесточенном оборудовании и по продолжительности не менее 2-3 минут.

Как найти межвитковое замыкание

Наиболее сложным является поиск межвиткового замыкания, при котором замыкается между собой лишь часть витков одной обмотки. Не всегда выявляется при внешнем осмотре, поэтому для этих целей применяется для двигателей на 380 Вольт- измеритель индуктивности. У всех трех обмоток должно быть одинаковое значение. При межвитковом замыкании у поврежденной обмотки индуктивность будет минимальной.

Когда Я был на практике 16 лет назад на заводе, электрики для поиска межвитковых замыканий у асинхронного мотора мощностью 10 Киловатт использовали шарик из подшипника диаметром около 10 миллиметров. Они вынимали ротор и подключали 3 фазы через 3 понижающих трансформатора на обмотки статора. Если все в порядке шарик движется по кругу статора, а при наличии межвиткового замыкания он примагничивается к месту его возникновения. Проверка должна быть кратковременной и будьте аккуратны шарик может вылететь!

Я уже давно работаю электриком и проверяю на межвитковое замыкание, если только двигатель на 380 В начинает сильно греться после 15-30 минут работы. Но перед разборкой, на включенном моторе проверяю величину потребляемого им тока на всех трех фазах. Она должна быть одинаковой с небольшой поправкой на погрешности измерений.

  • Проверка и ремонт коллекторного .
  • Замена подшипников в электродвигателе
  • Разборка и сборка электродвигателя
  • Видео 27 о электродвигателе 220 В, .

Как проверить состояние обмотки электродвигателя. Прозвон мультимертом

При помощи мультиметра и нескольких приспособлений, не особо разбираясь в принципе работы электродвигателей, можно своими руками в домашних условиях проверить:

  • Асинхронный трёхфазный двигатель с короткозамкнутым ротором – наиболее лёгкий для проверки, из-за его простого внутреннего устройства, благодаря которому, данный тип электродвигателя имеет наибольшую популярность;

  • Асинхронный однофазный (двухфазный, конденсаторный) электродвигатель с короткозамкнутым ротором – часто используется в различной бытовой технике, подключаемой в сеть 220 В. (стиральные машины, пылесосы, вентиляторы).
  • Коллекторный электродвигатель постоянного тока – массово применяется в автомобилях в качестве привода для стеклоочистителей (дворников), стеклоподъёмников, насосов, вентиляторов;
  • Коллекторный электродвигатель переменного тока – используется в ручных электрических инструментах (дрели, перфораторы, болгарки и т.д.)
  • Асинхронный двигатель с фазным ротором – в сравнении с электродвигателем с короткозамкнутым ротором, обладает мощным стартовым моментом, поэтому используется в в качестве привода силового оборудования — подъёмников, лифтов, кранов, станков.
Читать еще:  Что такое гибридный шаговый двигатель

Испытание изоляции обмоток электродвигателя мегомметром

Независимо от конструкции, электродвигатель нужно проверить при помощи мегомметра на пробой изоляции между обмотками и корпусом. Проверки при помощи одного только мультиметра может быть недостаточно для выявления повреждения изоляции, по причине того, что нужно использовать высокое напряжение.

В паспорте электродвигателя должно указываться напряжение для испытания изоляции обмоток на электрическую прочность. Для двигателей, подключаемых к сети 220 или 380 В, при их проверке используются 500 или 1000 Вольт, но за неимением источника, можно воспользоваться сетевым напряжением.

Изоляция обмоточных проводов низковольтных двигателей не рассчитана выдерживать такие перенапряжения (она может сгореть), поэтому при проверке нужно свериться с паспортными данными. Иногда у некоторых электродвигателей вывод обмоток, соединённых звездой, может быть подключён на корпус, поэтому следует внимательно изучать подключение отводов, делая проверку.

Как правильно проверить обмотоку электродвигателя на обрыв и межвитковое замыкание мультиметром

Чтобы прозвонить обмотки на обрыв нужно переключить мультиметр в режим омметра. Выявить межвитковое замыкание можно сравнив сопротивление обмотки с паспортными данными или с измерениями симметричных обмоток проверяемого электродвигателя.

Нужно помнить, что у мощных электродвигателей поперечное сечение проводов обмоток достаточно большое, поэтому их сопротивление будет близким к нулю, а такую точность измерений в десятые доли Ома обычные тестеры не обеспечивают.

Поэтому нужно собрать измерительное приспособление из аккумулятора и реостата, (приблизительно 20 Ом) выставив ток 0,5-1А. Измеряют падение напряжения на резисторе, подключенном последовательно в цепь аккумулятора и измеряемой обмотки.

Для сверки с паспортными данными, можно рассчитать сопротивление по формуле, но, можно этого и не делать – если требуется идентичность обмоток, то достаточно будет совпадения падения напряжения по всем измеряемым выводам.

Измерения можно производить любым мультиметром

Ниже приведены алгоритмы проверки электродвигателей, у которых необходимым условием работоспособности является симметричность обмоток.

Проверка асинхронных трёхфазных электродвигателей с короткозамкнутым якорем

У подобных двигателей можно прозвонить только статорные обмотки, электромагнитное поле которых в замкнутых накоротко стержнях якоря наводит токи, создающие магнитное поле, взаимодействующее с полем статора.

Неисправности в роторах данных электродвигателей случаются крайне редко, и для их выявления, необходимо специальное оборудование.

Чтобы проверить трёхфазный мотор, нужно снять крышку клеммника – там находятся клеммы подключения обмоток, которые могут быть соединены по типу «звезда» или «треугольник».

Прозвонку можно сделать, даже не снимая перемычки – достаточно измерить сопротивление между фазными клеммами – все три показания омметра должны совпадать.

Проверка конденсаторных электродвигателей

Чтобы проверить однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, по аналогии с трёхфазным мотором, необходимо прозвонить только статорные обмотки.

Но у однофазных (двухфазных) электродвигателей имеются только две обмотки – рабочая и пусковая.

Сопротивление рабочей обмотки всегда меньше, чем у пусковой

Таким образом, измеряя сопротивление, можно идентифицировать выводы, если табличка со схемой и обозначениями затёрлась или затерялась.

Часто у таких электродвигателей рабочая и пусковая обмотки соединены внутри корпуса, и от точки соединения сделан общий вывод.

Принадлежность выводов идентифицируют следующим образом – сумма сопротивлений, измеренных от общего отвода должна соответствовать суммарному сопротивлению обмоток.

Проверка коллекторных двигателей

Поскольку коллекторные электродвигатели переменного и постоянного тока имеют схожую конструкцию, то алгоритм прозвонки будет одинаков.

Сначала проверить целостность обмотки статора (в двигателях постоянного тока её может заменять магнит). Потом проверяют роторные обмотки, сопротивление которых должно быть одинаково, коснувшись щупами щёток коллектора, или противоположных контактных выводов.

Удобней проверять обмотки ротора на выводах щёток, прокручивая вал, добиваясь, чтобы щётки контактировали только с одной парой контактов – таким способом можно выявить подгорание у некоторых контактных площадок.

Проверка электромоторов с фазным ротором

Асинхронный электромотор с фазным ротором отличается от обычного трёхфазного электродвигателя тем, что в роторе также имеются фазные обмотки, соединённые по типу «звезда», которые подключаются при помощи контактных колец на вале.

Статорные обмотки проверяются как у обычного трёхфазного электродвигателя.

Фотографии позаимствованы с сайта http://zametkielectrika.ru

Подскажитье почему электродвигатели делают из чугуна и алюминия? какая разница в этом? Почему нельзя их сделать из стали например?

корпус из чугуна крепче, намного устойчив к механическому износу легко отливается и обрабатывается. Также При работе эл. двигатель выделяет тепло т. е нагревается и это тепло необходимо отдать в атмосферу, а чугун и алюминиевый сплав очень хороший теплообменник ( батареи в квартире чугун или дюралевые)

подскажите, мерил сопротивление на обмотках двигателя когда он был очень горячим, у него просто один виток с клемника отгорел, все показывало нормально и на корпус не шил, но только двигатель остыл приборы мне показали что данный двигатель неисправен. Почему так??

при нагревании все тела расширяются , а при остывании , сужаются . Отсюда вывод , когда двигатель был нагрет , все его обмотки тоже были нагреты и расширены, и не создавали (к.з.) , а когда остыли , повреждённые её участки прижались один к одному , и закоротили между собой.

Здравствуйте! имеется асинхронный двигатель 2,2 КВт, стоит в редукторе для бурения. Сопротивление всех обмоток постоянному току 2,8 Ом. Сопротивление между обмотками относительного друг друга и корпуса измерялось мегаомметром на 500 В. Норма. Проблема: На холостую мотор работает, крутит. Под нагрузкой не развивает требуемой мощности. Подключали сначала через частотный преобразователь на 220 В, соединение треугольник, не бурит. потом, для эксперимента подключили звездой на 380В та же картина, под нагрузкой умирает, хотя в холостую замечаний нет.Сам редуктор в идеальном состоянии. Подскажите, что делать? может ли проблема быть в роторе? вряд ли могли все три обмотки одинаково подгореть до 2,8 Ом. и вообще каких порядков должно быть там сопротивление? заранее спасибо!

Да, Вы правы, фактически такого не может быть, чтобы во всех обмотках случилось идентичное межвитковое замыкание. К тому же, активное сопротивление 2,8 Ом как раз свойственно обмоткам двигателя подобной мощности. Поскольку двигатель исправно работает на холостом ходу, то, пожалуйста, ответьте на пару уточняющих вопросов:
на холостом ходу двигатель перегревается? Если да, то возможно, замкнуты пластины шихтованного магнитопровода и там вихревые токи гуляют — такое могло случиться, если разлетелся подшипник, и его части попали между ротором и статором, оставляя царапины и борозды в металле. Разберите двигатель и осмотрите поверхности ротора и статора — нет ли там явственных повреждений магнитопровода. Также убедитесь, что пластины магнитопровода не проржавели внутри (ржавчина распирает и искривляет пластины)
Маловероятно, чтобы литые алюминиевые цельнометаллические короткозамкнутые витки беличьего колеса были повреждены. Но внимательно осмотрите ротор — продольные полоски не должны иметь трещин.
Второй вопрос — Вы упомянули, что подключали двигатель через частотный преобразователь.И если я правильно понял, подключали также напрямую к трем фазам 380В звездой, или тоже через частотный преобразователь? Возможно, сам частотник не вытягивает?
И еще один вопрос — данный двигатель до этого исправно бурил, или оборудование новое (заводское или самодельное, не важно)? Если это опытная разработка, то возможно, не хватает момента двигателя для бурения?
Для проверки момента можно воспользоваться простым народным способом:
нужно заглубить бур, пока двигатель не начнет глохнуть.
Затем взять динамометрический ключ и измерить момент прямо на валу выключенного двигателя. По логике, чтобы бур весело бурил, нужно, чтобы момент двигателя в несколько раз превышал момент нагрузки (измеренный динамометрическим ключом) на входе редуктора с углубленным буром. Ведь там и почва особо плотная бывает, и камни попадаются.
для Вашего мотора номинальный крутящий момент где-то 7-8 Н*М (знайте поточнее, зависит от оборотов и производителя, марки и т д)
Не знаю, какой бур, но подразумеваю, что для бурений водяных скважин неглубоких. По опыту, навскидку — 2,2кВт маловато будет, ребята на свои буровые 5, 7, и даже 10 кВт ставят.
нужно убедиться что нагрузка соответствует возможностям двигателя, Без измерений момента нагрузки, проверить данную версию, можно установив на редуктор идентичный заведомо исправный двигатель

Читать еще:  Электромобиль своими руками асинхронного двигателя

Мне понравилась эта статья. Доступно, внятно, поучительно.

Проверка обмоток электродвигателя. Неисправности и методы проверок

В идеале чтобы была произведена проверка обмоток электродвигателя, необходимо иметь специальные приборы, предназначенные для этого, которые стоят немалых денег. Наверняка не у каждого в доме они есть. Поэтому проще для таких целей научиться пользоваться тестером, имеющим другое название мультиметр. Такой прибор имеется практически у каждого уважающего себя хозяина дома.

Электродвигатели изготавливают в различных вариантах и модификациях, их неисправности также бывают самыми разными. Конечно, не любую неисправность можно диагностировать простым мультиметром, но наиболее часто проверка обмоток электродвигателя таким простым прибором вполне возможна.

Любой вид ремонта всегда начинают с осмотра устройства: наличие влаги, не сломаны ли детали, наличие запаха гари от изоляции и другие явные признаки неисправностей. Чаще всего сгоревшую обмотку видно. Тогда не нужны никакие проверки и измерения. Такое оборудование сразу отправляется на ремонт. Но бывают случаи, когда отсутствуют внешние признаки поломки, и требуется тщательная проверка обмоток электродвигателя.

Виды обмоток

Если не вникать в подробности, то обмотку двигателя можно представить в виде куска проводника, который намотан определенным образом в корпусе мотора, и вроде бы в ней ничего не должно ломаться.

Однако, дело обстоит гораздо сложнее, так как обмотка электродвигателя выполнена со своими особенностями:
  • Материал провода обмотки должен быть однородным по всей длине.
  • Форма и площадь поперечного сечения провода должны иметь определенную точность.
  • На проволоку, предназначенную для обмотки, в обязательном порядке в промышленных условиях наносится слой изоляции в виде лака, который должен обладать определенными свойствами: прочностью, эластичностью, хорошими диэлектрическими свойствами и т.д.
  • Провод обмотки должен обеспечивать прочный контакт при соединении.

Если имеется какое-либо нарушение этих требований, то электрический ток будет проходить уже в совершенно других условиях, а электрический мотор ухудшит свои эксплуатационные качества, то есть, снизится мощность, обороты, а может и вообще не работать.

Проверка обмоток электродвигателя 3-фазного мотора . Прежде всего, отключить ее от цепи. Основная часть существующих электродвигателей имеет обмотки, соединенные по схемам, соответствующим звезде или треугольнику.

Концы этих обмоток подключают обычно на колодки с клеммами, которые имеют соответствующие маркировки: «К» — конец, «Н» — начало. Бывают варианты соединений внутреннего исполнения, узлы находятся внутри корпуса мотора, а на выводах применяется другая маркировка (цифрами).

На статоре 3-фазного электродвигателя применяются обмотки, имеющие равные характеристики и свойства, одинаковые сопротивления. При замере мультиметром сопротивлений обмоток может оказаться, что у них разные значения. Это уже дает возможность предположить о неисправности, имеющейся в электродвигателе.

Возможные неисправности
Визуально не всегда можно определить состояние обмоток, так как доступ к ним ограничен особенностями конструкции двигателя. Практически проверить обмотку электродвигателя можно по электрическим характеристикам, так как все поломки мотора в основном выявляются:
  • Обрывом, когда провод разорван, либо отгорел, ток по нему проходить не будет.
  • Коротким замыканием, возникшим из-за повреждения изоляции между витками входа и выхода.
  • Замыкание между витками, при этом изоляция повреждается между соседними витками. Вследствие этого поврежденные витки самоисключаются из работы. Электрический ток идет по обмотке, в которой не задействованы поврежденные витки, которые не работают.
  • Пробиванием изоляции между корпусом статора и обмоткой.

Способы
Проверка обмоток электродвигателя на обрыв

Это самый простой вид проверки. Неисправность диагностируется простым измерением значения сопротивления провода. Если мультиметр показывает очень большое сопротивление, то это означает, что имеется обрыв провода с образованием воздушного пространства.

Проверка обмоток электродвигателя на короткое замыкание

При коротком замыкании в моторе отключится его питание установленной защитой от замыкания. Это происходит за очень короткое время. Однако даже за такой незначительный промежуток времени может возникнуть видимый дефект в обмотке в виде нагара и оплавления металла.

Если измерять приборами сопротивление обмотки, то получается малое его значение, которое приближается к нулю, так как из измерения исключается кусок обмотки из-за замыкания.

Проверка обмоток электродвигателя на межвитковое замыкание

Это самая трудная задача по определению и выявлению неисправности. Чтобы проверить обмотку электродвигателя, пользуются несколькими способами измерений и диагностик.

Проверка обмоток электродвигателя способом омметра

Этот прибор действует от постоянного тока, измеряет активное сопротивление. Во время работы обмотка образует кроме активного сопротивления, значительную индуктивную величину сопротивления.

Если будет замкнут один виток, то активное сопротивление практически не изменится, и определить омметром его сложно. Конечно, можно произвести точную калибровку прибора, скрупулезно замерять все обмотки на сопротивление, сравнивать их. Однако, даже в таком случае очень трудно выявить замыкание витков.

Результаты гораздо точнее выдает мостовой метод, с помощью которого измеряется активное сопротивление. Этим методом пользуются в условиях лаборатории, поэтому обычные электромонтеры им не пользуются.

Измерение тока в каждой фазе

Соотношение токов по фазам изменится, если произойдет замыкание между витками, статор будет нагреваться. Если двигатель полностью исправен, то на всех фазах ток потребления одинаков. Поэтому измерив эти токи под нагрузкой, можно с уверенностью сказать о реальном техническом состоянии электродвигателя.

Проверка обмоток электродвигателя переменным током

Не всегда можно измерить общее сопротивление обмотки, и при этом учесть индуктивное сопротивление. У неисправного двигателя проверить обмотку можно переменным током. Для этого применяют амперметр, вольтметр и понижающий трансформатор. Для ограничения тока в схему вставляют резистор, либо реостат.

Чтобы проверить обмотку электродвигателя, применяется низкое напряжение, проверяется значение тока, которое не должно быть выше значений по номиналу. Измеренное падение напряжения на обмотке делится на ток, в итоге получается полное сопротивление. Его значение сравнивают с другими обмотками.

Такая же схема дает возможность определить вольтамперные свойства обмоток. Для этого необходимо сделать измерения на различных значениях тока, затем записать их в таблицу, либо начертить график. Во время сравнения с другими обмотками не должно быть больших отклонений. В противном случае имеется межвитковое замыкание.

Проверка обмоток электродвигателя шариком

Этот метод основывается на образовании электромагнитного поля с вращающимся эффектом, если обмотки исправны. На них подключается симметричное напряжение с тремя фазами, низкого значения. Для таких проверок используют три понижающих трансформатора с одинаковыми данными. Их подключают отдельно на каждую фазу.

Чтобы ограничить нагрузки, опыт проводят за короткий промежуток времени.

Подают напряжение на обмотки статора, и сразу вводят маленький стальной шарик в магнитное поле. При исправных обмотках шарик крутится синхронно внутри магнитопровода.

Если имеется замыкание между витками в какой-либо обмотке, то шарик сразу остановится там, где есть замыкание. При проведении проверки нельзя допускать превышения тока выше номинального значения, так как шарик может вылететь из статора с большой скоростью, что является опасно для человека.

Читать еще:  Что такое отсечка карбюраторного двигателя
Определение полярности обмоток электрическим методом

У обмоток статора имеется маркировка выводов, которой иногда может не быть по разным причинам. Это создает сложности при проведении сборки.

Чтобы определить маркировку, применяют некоторые способы:
  • Слабым источником постоянного тока и амперметром.
  • Понижающим трансформатором и вольтметром.

Статор выступает в роли магнитопровода с обмотками, действующими по принципу трансформатора.

Определение маркировки выводов обмотки амперметром и батарейкой

На наружной поверхности статора имеется шесть проводов от трех обмоток, концы которых не промаркированы, и подлежат определению по их принадлежности.

Применяя омметр, находят выводы для каждой обмотки, и отмечают цифрами. Далее, делают маркировку одной из обмоток конца и начала, произвольно. К одной из оставшихся двух обмоток присоединяют стрелочный амперметр, чтобы стрелка находилась на середине шкалы, для определения направления тока.

Минусовой вывод батарейки соединяют с концом выбранной обмотки, а выводом плюса кратковременно касаются ее начала.

Импульс в первой обмотке трансформируется во вторую цепь, которая замкнута амперметром, при этом повторяет исходную форму. Если полярность обмоток совпала с правильным расположением, то стрелка прибора в начале импульса пойдет вправо, а при размыкании цепи стрелка отойдет влево.

Если показания прибора совсем другие, то полярность выводов обмотки меняют местами и маркируют. Остальные обмотки проверяются подобным образом.

Определение полярности вольтметром и понижающим трансформатором

Первый этап аналогичен предыдущему способу: определяют принадлежность выводов обмоткам.

Далее, произвольным образом маркируют выводы первой любой обмотки для соединения их с понижающим трансформатором (12 вольт).

Две другие обмотки соединяют двумя выводами в одной точке случайным образом, оставшуюся пару соединяют с вольтметром и включают питание. Напряжение выхода трансформируется в другие обмотки с таким же значением, так как у них одинаковое количество витков.

Посредством последовательной схемы подключения 2-й и 3-й обмоток вектора напряжения суммируются, а результат покажет вольтметр. Далее маркируют остальные концы обмоток и проводят контрольные измерения.

Открытый урок по теме: Сборка схемы нереверсивного пуска трёхфазного асинхронного двигателя
план-конспект урока

План урока учебной практики

По профессии: 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

Тема программы: ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования.

Тема урока:

Сборка схемы нереверсивного пуска трёхфазного асинхронного двигателя

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.plan_.doc48 КБ
tehprotsess_puska.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

КЛИНЦОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А. АФАНАСЬЕВА»

План урока учебной практики

По профессии: 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

Тема программы: ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования.

Сборка схемы нереверсивного пуска трёхфазного асинхронного двигателя

мастер производственного обучения

Пожарская Марина Анатольевна

урока учебной практики

Профессия: 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

Тема программы: ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования.

Тема урока: Сборка схемы нереверсивного пуска трехфазного асинхронного двигателя.

Научить студентов собирать принципиальную схему нереверсивного пуска трехфазного асинхронного двигателя, изучить принцип работы схемы.

Закрепить у студентов технические знания о различных типах схем нереверсивного пуска асинхронного электродвигателя.

Развивать у будущих электромонтёров умение анализировать, контролировать свои действия; решать проблемные ситуации и применять на практике имеющиеся знания.

Воспитывать инициативу и самостоятельность.

Продолжить формирование осознанной потребности в труде.

Прививать желание рационализировать процесс.

Материально-техническое оснащение урока:

  1. Персональный компьютер с периферийными устройствами.

2. Мультимедийный проектор.

  1. Электродвигатель.
  2. Магнитный пускатель
  3. Кнопочная станция.
  4. Тепловое реле.
  5. Контактные колодки.
  6. Монтажный нож.
  7. Отвертка.
  8. Провода.
  9. Инструкционная карта.
  10. Карточки – задания.

I. Организационная часть урока – 5 минут.

  1. Доклад дежурного о наличии учащихся в группе и отметка в журнале.
  2. Внешний вид и готовность учащихся к уроку.

II. Вводный инструктаж – 40 минут.

2.1. Сообщение темы, целей, содержание урока и порядка его проведения.

2.2. Устный опрос учащихся по следующим вопросам.

Опрос по карточкам – заданиям.

Назначение состав и принцип работы магнитного пускателя. Назначение и устройство кнопок управления.

Техника безопасности при сборке электрических схем.

2.3. Объяснение нового материала с практическим показом.

Объяснение проводится с практическим показом и записями основных моментов.

Принцип работы схемы.

По инструкционным картам.

Нереверсивное управление асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором, осуществляется контакторам КМ 1. Сборка схемы проходит в два этапа: сборка цепей управления и сборка силовой цепи.

Этап 1: Контакт И разомкнутой кнопки SBC соединяется с контактом Ж кнопки SBT и разомкнутым контактом Л блок-контакта магнитного пускателя. Контакт Е кнопки SBT подключается к фазе В. Контакт М разомкнутой кнопки SBC соединяется с контактом К блок-контакта магнитного пускателя и обмоткой магнитного пускателя. Обмотка магнитного пускателя соединяется с контактом Д теплового реле. Контакт Г теплового реле соединяется с фазой С.

Этап 2: Силовые провода А В С подключаются к контактам магнитного пускателя А Б В. С контактов магнитного пускателя О Р подключаем провода на термоэлементы теплового реле, оставшийся провод (П) подключаем к асинхронному электродвигателю(Т). Противоположные контакты термоэлементов С и У теплового реле подключаем к двигателю.

Для отключения электродвигателя нажимают кнопку SBT , разрывая тем самым цепь в которую включены обмотка магнитного пускателя.

При перегрузке нагреваются термоэлементы теплового реле, деформируется биметаллическая пластина теплового реле размыкая тем самым контакты КК. Цепь питания обмотки магнитного пускателя разрывается, пускатель возвращается в исходное положен и е, электро- двигатель отключается.

2.5. Закрепление нового материала путем опроса.

Опрос проводится фронтально.

Перечислить элементы схемы.

Объяснить принцип работы схемы.

Техника безопасности при сборке и проверке схемы.

2.6. Задание на урок:

Изучить инструкционную карту.

Перечертить в тетрадь электрическую схему в соответствие с требованиями ГОСТа.

Организовать рабочее место.

Собрать схему нереверсивного пуска асинхронного трехфазного электродвигателя.

Соблюдать правила техники безопасности.

Составить отчёт о проделанной работе.

Распределение учащихся по рабочим местам:

Рабочее место № 1

Рабочее место№ 2

Рабочее место№ 3

Рабочее место № 4

Рабочее место № 5

III. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование —

К выполнению самостоятельной работы учащиеся приступают фронтально .

Слежу, чтобы учащиеся организованно приступили к работе, делаю систематические обходы по рабочим местам с целью проверки правильности выполнения задания.

При необходимости делаю дополнительно индивидуальные или групповые инструктажи, провожу дополнительный показ выполнения той или иной операции, особое внимание уделяю учащимся наиболее слабо усвоившим материал, слежу за соблюдением правил техники безопасности, порядком на рабочих местах, соблюдением трудовой и технологической дисциплины. Слежу за качеством выполняемой работы. В течение самостоятельной работы ставлю проблемную ситуацию: что произойдёт при подгорании одной из пар силовых контактов? Что произойдёт при пригорании блок-контактов магнитного пускателя? Ответы на эти вопросы находим в ходе текущего инструктирования.

Принимаю и оцениваю выполненную работу.

После проверки схемы разбираются, сдаётся инструмент и материалы.

Уборка рабочих мест.

IV. Заключительный инструктаж – 15 минут.

Краткий анализ урока:

1. Достигнутые успехи (усвоение нового материала)

2. Допущенные ошибки (разбор типичных ошибок, состояние трудовой дисциплины на уроке, соблюдение правил т/б.

3. Выставляю оценки учащимся, анализирую их, отмечаю учащихся наиболее успешно справившихся с заданием.

Литература: Акимова Н.А. и др., Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электромеханического оборудования: Учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Академия, 2013. -304с., М.М. Кацман, Электрические машины: учебн. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Академия, 2014.- 496 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector