Bmw-rumyancevo.ru

БМВ Мастер — Автожурнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цены на сахар: в России они растут, а во всем мире падают

Цены на сахар: в России они растут, а во всем мире падают

Резкое удорожание сахара — специфическая проблема России и Казахстана. На мировом рынке цены вблизи минимума за 10 лет. Немецкие производители жалуются на демпинг ведущих экспортеров.

Различные сорта сахара

Российские СМИ в конце октября облетела тревожная новость: оптовые цены на сахар взлетели в РФ за год примерно на 50 процентов, теперь грозит скачок розничных цен как на сам этот продукт первой необходимости, так и на многочисленные кондитерские изделия и сладкие безалкогольные напитки. Сахарный песок стал в России в октябре наряду с куриными яйцами наиболее быстро дорожающим продуктом питания, сообщил Росстат 6 ноября. Волна удорожания пошла и в Казахстане.

Немецкие производители сахара тоже бьют тревогу, но по другому поводу: они опасаются убытков, поскольку биржевые котировки сахара на планете упали к началу осени до самого низкого уровня за десять лет. В Германии считают, что глобальное перепроизводство вызвано субсидированием отрасли в Бразилии, Индии и Таиланде, а также отменой осенью 2017 года сахарных квот в Европейском союзе (ЕС).

Несколько лет падения и два месяца роста

Итак, удорожание сахара — специфическая проблема России и Казахстана, двух крупнейших стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На мировом рынке наблюдается противоположная тенденция: цены вот уже длительное время падают.

Сбор сахарного тростника в Бразилии: крупнейшего в мире экспортера сахара

Правда, в последние два месяца котировки на биржах планеты, действительно, несколько выросли, и сообщения об этом могли создать ошибочное ощущение серьезного глобального подъема цен. Так, ФАО, продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, сообщила 1 ноября, что ее индекс мировых цен на сахар составил в октябре 175,4 пункта, а это на 14 пунктов или 8,7 процента выше, чем в сентябре.

Однако из опубликованной (в том числе на русском языке) таблицы видно, что всю первую половину нынешнего года значение индекса было выше, чем сейчас, в прошлом октябре оно составляло 203,5 пункта, а средний показатель за весь 2017 год превысил 227 пунктов. Более того, в начале этого десятилетия индекс в течение трех лет устойчиво держался выше 300 пунктов, а в 2011 году даже поднялся до 370 пунктов.

Немецкие производители считают нынешние цены демпинговыми

«Цены на сахар упали в этом году до самого низкого уровня за последние десять лет», — подчеркнул в беседе с DW генеральный директор Экономического объединения сахарной промышленности Германии (WVZ) Гюнтер Тиссен (Günter Tissen). По его словам, на рынке установились «демпинговые цены, потому что крупные игроки субсидируют производство и экспорт сахара».

В 2018 году сахарная свекла хорошо уродилась далеко не во всех немецких фермерских хозяйствах

Гюнтер Тиссен указал, прежде всего, на Индию, Бразилию и Таиланд. Эти три страны занимают, по данным WVZ, 1-е, 2-е и 4-е место среди крупнейших на планете производителей сахара (на 3-м месте Китай, на 5-м США). Проводимая ими политика государственной поддержки сахарной промышленности ведет к тому, что «мировой рынок сейчас завален продукцией по самым низким ценам», пожаловался собеседник DW (отметим, что экспортным успехам этих стран способствует также девальвация их валют).

Еще одним крупным игроком на мировом рынке является Евросоюз: сахар производят 20 входящих в него стран, лидируют Франция, Германия и Польша. В октябре 2017 года ЕС отменил действовавшие полвека квоты на производство и экспорт сахара (соответствующее решение было заблаговременно принято еще в 2013 году). Отмена ограничений совпала в прошлом году с очень хорошим урожаем сахарной свеклы в ЕС. Все это еще больше увеличило предложение на мировом рынке — и запасы сахара в Евросоюзе, так что снижение в этом году из-за засухи урожая, к примеру, в Германии приблизительно на 15 процентов вряд ли как-то скажется на рынке.

Россия могла бы выгодно закупить сахар у партнеров по БРИКС

«При нынешних мировых ценах фактически никто не в состоянии безубыточно производить сахар», — утверждает Тиссен. И действительно, крупнейшая не только в Германии, но и в Европе сахарная компания Südzucker объявила в октябре, что в первом полугодии текущего финансового года ее операционная прибыль сократилась наполовину.

Может ли сахар повредить двигатель автомобиля (проверяем миф)

Разоблачение мифа, который существовал больше 70 лет.

Легенда, господствующая в автомобильной культуре и передаваемая из поколения в поколение, гласит, что недоброжелатель с мешком сахара может погубить ваш автомобиль. Стоит лишь добавить сахар в бензобак, чтобы превратить топливо в сладкую нефтяную субстанцию и дождаться, пока владелец не повернет ключ зажигания и тем самым не взорвет двигатель.

Конечно же, это миф.

Сахар не растворяется в бензине. И если вы добавите его в топливо, то он так и будет плавать в нем в гранулированном виде.

«Мы еще не видели двигателя, который был бы поврежден или разрушен сахаром в бензобаке, и даже не слышали о каких-либо по-настоящему вероятных или установленных случаях», — рассказал Мухаммед Фатурай, руководитель инженерного отдела в Bosch, одного из основных поставщиков топливных автомобильных компонентов.

Все дело в фильтрах…

Дело в том, что фильтры в топливной системе автомобиля улавливают частицы, которые намного меньше сахарных гранул.

Поэтому любой из топливных фильтров задержит их еще до того, как они попадут в двигатель. Бывают фильтры тканевые, окружающие топливный насос в бензобаке, встроенные топливные фильтры на входе насоса топливного бака, фильтры топливного насоса высокого давления в отсеке двигателя и фильтры на входе каждой топливной форсунки. И даже если вы обладатель карбюраторного двигателя, в котором нет топливных форсунок и дополнительных фильтров, маловероятно, что сахар сможет проникнуть далеко в двигатель.

По словам Мухаммеда, сахар примерно в два раза плотнее бензина, поэтому некоторые гранулы даже не доходят до фильтров. Сахарные гранулы просто оседают в карманах и углах бензобака. Так что, если кто-то бросит сахар в ваш бензобак и вы снимете его, чтобы прочистить, то увидите на дне много сахарных гранул.

В итоге это может привести к засорению фильтров в баке и помешать правильному течению топлива –вполне вероятно, что длительная эксплуатация автомобиля с засоренными фильтрами приведет к сгоранию топливного насоса. Однако Крис Луи, технический директор Bosch, говорит, что вряд ли все дойдет до такого состояния.

Так что, если вы обнаружите, что кто-то насыпал сахар в ваш бензобак, все, что вам нужно сделать, это просто снять бак, чтобы очистить его и заменить фильтр. На всякий случай вы можете проверить топливный насос и, если его расход не соответствует заводским техническим характеристикам, его заменить.

Тогда ваш двигатель будет в полном порядке.

Так что же может разрушить двигатель?

Если вы не должны бояться сахара, то чего по-настоящему стоит остерегаться? Некоторые люди полагают, что вода в бензобаке может нанести гораздо больший ущерб, чем сахарный песок. Потому что для нормальной работы двигателя нужно, чтобы топливо горело, а вода этому препятствует. Однако для этого требуется гораздо больше жидкости, чем может вылить в бензобак недовольный вандал из бутылки или кувшина.

Некоторые компоненты бензина очень гигроскопичны — иными словами, они легко впитывают воду. Насыщенный влагой воздух внутри бензобака будет пропускать воду в топливный этанол.

Поэтому в любом автомобиле, который вы видите на дороге, уже содержится некоторое количество воды, которая протекает через топливные магистрали. Но этого слишком мало, чтобы нанести двигателю автомобиля серьезный ущерб.

По словам Луи, даже намеренное добавление воды в бензобак, скорее всего, не принесет никакого вреда. Конечно, если не разбавить топливо настолько, что его окажется недостаточно для разжигания и питания двигателя.

Вода просто вытеснит часть жидкого топлива из воздушно-топливной смеси в камерах сгорания двигателя, но датчики кислорода и бортовые компьютеры автоматически нейтрализуют эффект для нормальной работы двигателя. Если поршень не может завершить свой ход в камере из-за большого количества негорючей воды, двигатель становится гидравлически заблокированным.

По словам Луи, это может привести к значительным повреждениям. Однако в рядовых ситуациях двигатель останавливается до того, как авария приобретает катастрофический характер. Так что, как и миф о сахаре, страшилки о воде навеяны городскими легендами.

Люди часто говорят, что в каждом мифе есть доля правды, но в истории с сахаром и бензобаком нет ничего конкретного. Ранние упоминания об этой легенде относятся еще к 1950-м годам. Однако с тех пор физика не изменилась. Все, к чему может привести подобная проделка, — лишь пустая трата сахарного песка.

Кстати, аналогичного мнения и наши эксперты. Например, вот вам пример эксперимента журнала «За рулем», который решил выяснить растворяется ли сахар в бензине АИ-95.

Сотрудники автожурнала взяли емкость с бензином и положили в него кусковой сахар, продержав его в нем сутки. Как итог сахар не растворился. Белые кусочки сахара даже не превратились небольшую кучку сахарного песка.

Далее в «За рулем» решили проверить как влияет на растворение сахара в бензине обычная вода. Эксперимент повторили, добавив к бензину и сахару обычную воду. В итоге не донышке емкости появился слой сиропа (топливо же осталось сверху, так как бензин менее плотней).

Далее для достоверности теста, был взят фильтр тонкой очистки, чтобы проверить пройдет ли через него бензин с сахарным сиропом (существует миф, что этот сироп может забить фильтр). Но итоги эксперимента показали, что бензин с подслащенной водой без проблем прошел через фильтр.

Биоэтанол

Биоэтанол — обычный этанол, получаемый в процессе переработки растительного сырья для использования в качестве биотоплива. Мировое производство биоэтанола в 2005 году составило 36,3 млрд литров, из которых 45 % пришлось на Бразилию и 44,7 % — на США. Этанол в Бразилии производится преимущественно из сахарного тростника, а в США — из кукурузы. Производство этанола из тростника на сегодняшний день экономически более выгодно, чем из кукурузы. Федеральное правительство США предоставляет производителям этанола налоговый кредит (но не субсидии) до $0,51 за галлон этанола. Бразильский этанол дёшев из-за низких заработных плат у сборщиков сахарного тростника.

Читать еще:  Внешние признаки неисправности дизельных двигателей

США в августе 2005 года приняли «Энергетический Билль» («Energy Policy Act of 2005»), и «Стандарт возобновляемых видов топлива» («Renewable Fuels Standard»). Они предусматривают к 2012 году ежегодное производство 30 миллиардов литров этанола из зерновых и 3,8 миллиард литров из целлюлозы (стебли кукурузы, рисовая солома, отходы лесной промышленности и т. д.).

Содержание

  • 1 Сырьё для производства биоэтанола
  • 2 Методы производства
    • 2.1 Брожение
      • 2.1.1 Промышленное производство спирта из биологического сырья
      • 2.1.2 Гидролизное производство
  • 3 Этанол как топливо
    • 3.1 В России
  • 4 Топливные смеси этанола
  • 5 Энергоэффективность этанола
  • 6 Экономическая эффективность производства этанола
  • 7 Экологические аспекты применения этанола в качестве топлива
  • 8 Автомобили, использующие биоэтанол в качестве топлива
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

Сырьё для производства биоэтанола [ править | править код ]

В настоящее время большая часть биоэтанола производится из кукурузы (США) и сахарного тростника (Бразилия). Сырьём для производства биоэтанола также могут быть различные с/х культуры с большим содержанием крахмала или сахара: маниок, картофель, сахарная свекла, батат, сорго, ячмень и т. д.

Большим потенциалом обладает маниок. Маниоку в больших количествах производят Китай, Нигерия, Таиланд. Себестоимость производства биоэтанола из маниоки в Таиланде — около $35 за баррель нефтяного эквивалента.

Лучшим климатом для производства сахарного тростника обладает Перу, страны Карибского бассейна. В больших количествах сахарный тростник могут также производить Индонезия и некоторые африканские страны, например, Мозамбик.

Этанол можно производить в больших количествах из целлюлозы. Сырьём могут быть различные отходы сельского и лесного хозяйства: пшеничная солома, рисовая солома, багасса сахарного тростника, древесные опилки и т. д.

Сырьём для производства биоэтанола может служить борщевик Сосновского. С гектара борщевика, ориентировочно, можно получить до 25 тыс. литров биоэтанола. Для сравнения, сахарный тростник и сахарная свекла позволяют производить соответственно 4550 и 5060 литров биоэтанола с гектара. [1]

Методы производства [ править | править код ]

Брожение [ править | править код ]

Известный с давних времён способ получения этанола — спиртовое брожение органических продуктов, содержащих углеводы (виноград, плоды и т. п.) под действием ферментов дрожжей и бактерий. Аналогично выглядит переработка крахмала, картофеля, риса, кукурузы, и проч. Реакция эта довольно сложна, её схему можно выразить уравнением:

В результате брожения получается раствор, содержащий не более 15 % этанола, так как в более концентрированных растворах дрожжи обычно гибнут. Полученный таким образом этанол нуждается в очистке и концентрировании, обычно путём дистилляции.

Промышленное производство спирта из биологического сырья [ править | править код ]

Современная промышленная технология получения спирта этилового из пищевого сырья включает следующие стадии:

  • подготовка и измельчение крахмалистого сырья — зерна (прежде всего — ржи, пшеницы), картофеля, кукурузы и т. п.;
  • ферментация; на подавляющем большинстве спиртовых производств мира ферментативное расщепление крахмала до спирта при помощи дрожжей оставлено — для этих целей применяются рекомбинантные препараты альфа-амилазы, полученные биоинженерным путём — глюкоамилаза, амилосубтилин;
  • брагоректификация — осуществляется на разгонных колоннах.

Отходами бродильного производства являются барда и сивушные масла. Барда используется для производства кормов.

Крупнейшие производители биоэтанола в США компании «Archer Daniels Midland» и «Cargill».

Гидролизное производство [ править | править код ]

В промышленных масштабах этиловый спирт получают из сырья, содержащего целлюлозу (древесина, солома), которую предварительно гидролизуют. Образовавшуюся при этом смесь пентоз и гексоз подвергают спиртовому брожению. В странах Западной Европы и Америки эта технология не получила распространения, но в СССР (ныне в России) существовала развитая промышленность кормовых гидролизных дрожжей и гидролизного этанола.

Этанол как топливо [ править | править код ]

На 2008 год доля этанола в мировом потреблении моторного топлива составила 5,4 %. В том же году 89 % мирового производства этанола приходились на долю США и Бразилии. [2]

Этанол является менее «энергоплотным» источником энергии, чем бензин (это касается только смесей с высоким содержанием этанола, см. ниже «Энергоэффективность этанола»); пробег машин работающих на Е85 (смесь 85 % этанола и 15 % бензина; буква «Е» — от английского Ethanol) на единицу объёма топлива составляет примерно 75 % от пробега стандартных машин. Обычные автомобильные ДВС не могут работать на Е85, хотя прекрасно работают на Е10. На «настоящем» этаноле могут работать только т. н. машины «Flex-Fuel» (автомобиль с многотопливным двигателем). Эти автомобили также могут работать на обычном бензине (небольшая добавка этанола всё же требуется) или на произвольной смеси того и другого. Бразилия является лидером в производстве и использовании биоэтанола из сахарного тростника в качестве топлива. Автозаправки в Бразилии предлагают на выбор либо Е20 (иногда Е25) под видом обычного бензина, либо «acool» Е100, азеотроп этанола (96 % С2Н5ОН и 4 % (по весу) воды). Пользуясь тем, что этанол дешевле бензина, недобросовестные заправщики разбавляют Е20 азеотропом, так что его концентрация может негласно доходить до 40 %. Переделать обычную машину в «Flex-fuel» можно, но экономически нецелесообразно.

Критики производства биоэтанола заявляют, что для производства биоэтанола под плантации тростника часто вырубаются тропические леса. Хотя плантации сахарного тростника не являются первоочередной целью лесорубов. Тропические леса вырубаются нелегально. Нелегальные производители древесины вырубают участок леса. После ухода нелегальных дровосеков участок занимают фермеры для выпаса скота. Через 3-4 года выпас скота на этом участке прекращается, а участок занимают фермеры для производства сои и других культур.

Производство этанола из кукурузы в США в 5-6 раз менее эффективно по сравнению с его производством на основе сахарного тростника в Бразилии. В последнее время в южных штатах США начинается производство целлюлозного этанола, для чего проводятся посевы сладкого сорго [2] .

В России [ править | править код ]

В 2004 году в РФ был принят ГОСТ Р 52201-2004 на спиртосодержащие моторные топлива («бензанолы») с содержанием этанола 5–10%. С 2006 года вступили в действие изменения к Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и к главе «Акцизы» Налогового кодекса РФ. В результате изменений, бензин, содержащий более 1,5 % спирта, признается спиртосодержащей продукцией со всеми вытекающими последствиями: его изготовление и реализация подлежат лицензированию и специальному контролю со стороны налоговых органов. [3]

В 2018 году был принят закон, регулирующий производство и оборот биоэтанола, и призванный вывести производство и оборот автомобильного бензина, произведенного с добавлением этилового спирта, из под действия закона 2006 года о госрегулировании производства и оборота этилового спирта. [4]

Топливные смеси этанола [ править | править код ]

Е5, Е7, Е10 — смеси с низким содержанием этанола (5, 7 и 10 весовых процентов, соответственно), наиболее распространённые в наши дни. В этих случаях добавка этанола не только экономит бензин путём его замещения, но и позволяет удалить вредную оксигенирирующую добавку МТБЭ.

Е85 — смесь 85 % этанола и 15 % бензина. Стандартное топливо для т. н. «Flex-Fuel» машин, распространённых — в основном, в Бразилии и США, и в меньшей степени — в других странах. Из-за более низкой энергоплотности продаётся дешевле, чем бензин.

ЕD95 — смесь 95 % этанола и 5 % топливной присадки. Компания «Scania» начала разрабатывать дизельный двигатель для автобуса, работающий на 95 % этаноле в середине 80-х годов. Создана программа испытаний городских автобусов с двигателями, работающими на 95 % этаноле — «BEST» («BioEthanol for Sustainable Transport»).

Е100 — формально 100 % этанол, однако в силу того, что этанол гигроскопичен, получение и использование этанола без остаточной концентрации воды невыгодно. Поэтому в большинстве случаев под Е100 подразумевают стандартную азеотропную смесь этанола (96 % С2Н5ОН и 4 % воды (по весу); 96,5 % и 3,5 % в объёмных процентах). Путём обычной дистилляции невозможно получить более высокую концентрацию этанола.

Подробно номенклатура смесей этанола и бензина используемых в качестве топлива в разных странах и машинах описана в английской статье Википедии Топливные смеси этанола.

Энергоэффективность этанола [ править | править код ]

В декабре 2007 года Университет Северной Дакоты и Центр Автомобильных Исследований Миннесоты (MnCAR) опубликовали результаты исследования энергоэффективности применения биоэтанола в автомобильном транспорте [5] . В исследовании принимали участие как обычные автомобили, так и автомобили с «Flex-fuel» двигателями. Исследовали смеси от 2 % до 85 % содержания этанола в бензине.

Для обычных автомобилей оптимальной оказалась смесь Е30. Потребление топлива снизилось на 1 % в сравнении с бензином. Результат получен на автомобилях «Toyota Camry» и «Ford Fusion».

Для «flex-fuel» автомобилей оптимальной оказалась смесь Е20. Потребление топлива снизилось на 15 % в сравнении с бензином. Результат получен на «flex-fuel» модели «Chevrolet Impala».

Экономическая эффективность производства этанола [ править | править код ]

В 2006 г. в своём отчёте Департамент сельского хозяйства США (USDA) сообщил, что себестоимость производства биоэтанола в США составляет около 0,3$ за литр, в Бразилии — 0,19-0,2 $, в Европе — 0,5$ [6] . В начале 2008 года рыночная цена 1 литра этанола была: в США — 0,43 $ (бензин — 0,55 $), в Бразилии — 0,4 $, в Европе — 0,72 $ (бензин — 1,5 $) [7] .

Читать еще:  Ваз 2110 прогревочные обороты двигателя

В Бразилии багасса сахарного тростника используется в качестве топлива на электростанциях. Это позволяет увеличить топливный баланс этанола, производимого из сахарного тростника, до 8.

Экологические аспекты применения этанола в качестве топлива [ править | править код ]

Использование биоэтанола в качестве топлива позволяет снизить выбросы диоксида углерода, являющегося парниковым газом. Сокращение выбросов диоксида углерода при использовании биоэтанола зависит от используемого растительного сырья, климатической зоны и накладных расходов на его выращивание, транспорт и переработку, поскольку в этих процессах используется ископаемое топливо (агротехнические работы, сушка зерна при закладке на хранение, производство удобрений для восстановления плодородия почв, ректификация спирта и переработка отходов). Снижение выбросов CO2 при производстве этанола из зерна, по состоянию на 2007 г., в США составляло, в среднем, 19 %, предполагается, что при модернизации спиртового производства и переводе его исключительно на природный газ возможно снижение выбросов углекислого газа на 28-32 %. Максимальное снижение выбросов CO2 может быть достигнуто при производстве этанола из целлюлозосодержащих отходов (например, отходов лесной промышленности, 52 %) в качестве как источников целлюлозы, так и топлива в спиртовом производстве; теоретический максимум снижения выбросов — 82 % — может быть достигнут при производстве этанола из целлюлозной биомассы проса Panicum virgatum, однако такие производства в настоящее время (2011 г.) отсутствуют [8] .

Главной проблемой производства биоэтанола из товарной сельскохозяйственной продукции, в первую очередь из зерна, является сокращение доли земель, занятых под производство кормовых и пищевых культур и, как следствие, рост цен на продовольствие. Так, по оценкам бюджетного комитета Конгресса США, вклад роста использования зерна для производства этанола в повышении цен на продовольствие в 2008 г. составил 35 % [9] .

Содержащийся в этаноле кислород позволяет более полно сжигать углеводороды топлива. 10 % содержание этанола в бензине позволяет сократить выхлопы аэрозольных частиц до 50 %, выбросы СО — на 30 %.

В 2006 году применение этанола в США позволило сократить выбросы около 8 млн тонн парниковых газов (в CO2 эквиваленте), что примерно равно годовым выхлопам 1,21 млн автомобилей.

Автомобили, использующие биоэтанол в качестве топлива [ править | править код ]

  • «Микроджоуль»
  • Koenigsegg CCXR
  • en:Saab Aero-X
  • Saab 9-3 (в комплектации с двигателем «BioPower»)
  • Ford Focus и Ford C-MAX Flexifuel
  • Zenvo ST1 (Zenvo)
  • Bentley continental Supersports

В начале 2007 г. 15 % автомобилей в Бразилии имели flex-fuel двигатели.

В 2007 году в Бразилии было продано 2 миллиона новых биотопливных автомобилей, что составляет 85,6 % от рынка новых автомобилей Бразилии. За 2003 год в Бразилии было продано 48 тыс. биотопливных автомобилей, что составляло 4 % автомобильного рынка.

Последнее время широкое распространение получили двигатели «Flexifuel» от компании «Ford». В 2007 году в Европе было продано около 17500 автомобилей «Flexifuel».

Что будет с авто, если подсыпать сахар в бензобак

Наверное, каждый в детстве слышал рассказы о том, как местные дворовые мстители надолго вывели из строя автомобиль ненавистного соседа, засыпав ему в топливный бак сахар. Такая байка была широко распространена, но вот что интересно — никто из рассказчиков лично никогда не участвовал в подобной операции. Так может быть, это все треп?

Среди хулиганских шуток с участием автомобилей особой известностью в старые добрые времена пользовались две. Первая заключалась в том, чтобы забить в выхлопную трубу сырую картофелину или свеклу — якобы двигатель тогда не заведется. Вторая была куда более жестокой: насыпать сахара в бензобак через заливную горловину. Сладкий продукт растворится в жидкости и превратится в вязкий осадок, склеивающий движущиеся части мотора или образующий при сгорании углеродные отложения на стенках цилиндров. Неужели подобная злая выходка имеет шансы на успех?

Да, если сахар доберется до топливных форсунок или цилиндров двигателя, это будет весьма неприятно и для автомобиля, и для вас самих, поскольку причинит немало незапланированных хлопот. Однако почему именно сахар? Любые другие мелкие частицы, например мелкий песок, вызвали бы схожий эффект, и особые химические или физические свойства сахара не играют тут никакой роли. Но на страже чистоты смеси, которая впрыскивается в цилиндры, стоит топливный фильтр — и не один.

А-а! Так потому и сахар! Он же растворится и просочится сквозь все преграды и препоны, не так ли? Опять двойка. Во-первых, у современных автомобилей предусмотрен клапан заливочной горловины, который не даст кому попало сыпать всякую гадость в бак вашего авто. Во-вторых, сахар не растворяется в бензине… Вот такой облом. Сей факт, как бы ни опровергали его дворовые защитники «сладкой мести», доказан теоретически и даже экспериментально.

В 1994 году профессор судебной медицины Джон Торнтон из Калифорнийского университета в Беркли смешал бензин с сахаром, помеченным радиоактивными атомами углерода. Он использовал центрифугу для отделения нерастворенных остатков и измерил уровень радиоактивности бензина, чтобы рассчитать количество растворившегося в нем сахара. Такового оказалось меньше чайной ложки на 57 литров топлива — примерно столько в среднем входит в бензобак легкового автомобиля. Естественно, если у вас бак залит не полностью, то в нем растворится еще меньше сахара. Такого количества инородного продукта явно недостаточно, чтобы вызвать серьезные проблемы в топливной системе или моторе, а тем более «убить» его.

Кстати сказать, давление выхлопных газов с легкостью вышибает картофелину из выпускной системы автомобиля, находящегося в хорошем техническом состоянии. А на старых машинах с низкой компрессией газы находят обходные пути через прорехи и щели резонатора и глушителя.

Страх человеческий

Как мы боимся – и почему иногда делаем это зря

Страх присущ не только людям, но и всем млекопитающим. В книге «Эмоции людей и животных» Чарльз Дарвин отмечал, что эмоция страха проявляется схоже у всех близкородственных видов. Однако, в отличие от приматов, люди боятся не только реальных, но и воображаемых угроз. В совместном материале с Альфа-Банком рассказываем, как эволюционировал человеческий страх и что с ним теперь делать.

По пути усложнения

Все люди пугаются одинаково: вскидывают брови, широко распахивают глаза и открывают рот. На долю секунды человек замирает, не в силах контролировать себя. То же поведение можно наблюдать в изолированных сообществах, где у людей не было контактов с остальным миром, а значит и возможности выучить проявление эмоций. У взрослых дети перенимают социальные эмоции, такие как стыд, зависть или обида – страх же присущ человеку практически с рождения. И его истоки лежат очень глубоко в корнях эволюционного древа жизни.

Живые существа, начиная с простейших одноклеточных, обладают способностью распознавать и реагировать на стимулы. Для выживания минимально необходимо правильно реагировать на две вещи: пищу и опасность. Бактерии, например, обладают хемотаксисом – могут распознавать, в каком направлении находятся питательные вещества, и двигаться к ним, или наоборот – отдаляться от опасных химических соединений.

Многоклеточные формы жизни приобрели отдельные системы органов под каждую функцию. Вместо простых реакций, идущих в рамках одной клетки, они обладают системами передачи сигналов между клетками. Таким образом, если движение Helicobacter pilori в пространстве обеспечивают 4-6 жгутиков, то человеку требуется участие порядка 200 мышц.

Принятие решений у высших млекопитающих также далеко не столь тривиально, как у более простых организмов. Человек обладает как рефлекторной системой, заточенной на простые инстинктивные реакции – отдернуть руку от огня или закрыть глаза при громком звуке, – так и высшими психическими функциями, то есть способностью запоминать и анализировать последствия действий, чтобы менять стратегию поведения.

Пугает с рождения

За время своей эволюции человеческий вид сталкивался со множеством хищников и неприятностей, а страх всегда был важнейшим инструментом его выживания. Особь, которая испугалась ядовитой змеи, замерла – и благодаря этому выжила, затем передала своему потомству гены, ответственные за страх. Менее удачливый сородич, спровоцировавший змею на укус, уже не смог оставить потомков и передать ген бесстрашия дальше.

В современных городах нам, как правило, не угрожают опасности, которые держали в страхе наших предков. Однако память о них передается из поколения в поколение, и организм продолжает реагировать на знакомые стимулы. Доставшиеся человеку из прошлого страхи называются врожденными.

Так, существует мнение, что страх змей является врожденным для всех приматов. Поэтому, когда человек идет по лесу и боковым зрением видит корягу, похожую на змею, он пугается инстинктивно. Более молодая, с точки зрения эволюции, часть мозга проанализирует, коряга это или все-таки змея, немного позже.

Другие врожденные страхи – страх падения и темноты. Первый достался нам от предков, лазающих по деревьям, а боязнь темноты вызвана не самим отсутствием света, а возможной угрозой, которая может скрываться в тени. Когда-то приматы разделились на ночных и дневных, от которых и произошел современный человек. Наши предки прекрасно чувствовали себя при свете дня, а в темноте главенствовали ночные хищники и чувство тревоги было уместно.

Как мы боимся

Источники страха, какими бы они ни были, приводят к схожим нейрофизиологическим и гормональным ответам.

«Наиболее известная структура, связанная с поведенческими проявлениями страха, а также с активацией чувства страха – миндалевидное тело. Это группа ядер, “спрятавшаяся” под височной корой», – рассказывает Варвара Николаева, выпускница кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.

Миндалевидное тело заставляет нас замирать, «цепенеть» от страха. Кроме того, оно может быть связано и с активными проявлениями страха – допустим, когда субъект встречает что-то страшное и убегает. Поведение испуганных существ регулируется и другими структурами – гиппокампом, гипоталамусом, центральным серым веществом среднего мозга. Однако, по словам Николаевой, обычно именно миндалевидное тело рассматривается как главный «кукловод», заставляющий нас действовать испуганно.

Читать еще:  Volvo xc60 какой двигатель лучше

Миндалевидное тело также связано с субъективным чувством страха: например, пациенты с редкой генетической болезнью Урбаха-Вита, у которых повреждено с обеих сторон миндалевидное тело, не боятся ни пауков, ни змей, ни страшных фильмов, ни домов с привидениями. Тем не менее, отмечает Николаева, возможно вести себя робко и испуганно, не испытывая субъективного ощущения страха. Миндалевидное тело в первую очередь связано с контурами оборонительного поведения, за сознательное чувство страха во многом отвечают другие структуры.

Кроме того, миндалевидное тело связано и с другими функциями – пищевым, половым поведением и даже системными функциями. «Можно предположить, что реакции страха не появляются сами по себе, а являются частью системной работы мозга, результатом взаимодействия контуров разных эмоций», – говорит Николаева.

Сталкиваясь с чем-то страшным, зачастую мы проявляем физиологические реакции, которые запускаются всплесками гормонов. Иначе говоря, существенное влияние на организм имеет не только нейрофизиологический, но и гормональный ответ. По словам Николаевой, именно он приводит к долгосрочным (хоть и более медленным) реакциям организма.

Основные гормоны, связанные с реакциями страха – глюкокортикоиды (кортизол), катехоламины (адреналин, норадреналин). Кортизол также иногда называют гормоном стресса, спектр его функций достаточно широкий: влияние на уровень сахара, уровень воспаления и на другие показатели организма. Катехоламины отвечают в первую очередь за повышение частоты сердечных сокращений и давления.

Конечно, гормональная и нервная система при реакции на страх не действуют индивидуально, а работают «сообща». Гормональный ответ тесно связан с работой автономной нервной системы и гипоталамусом. Работа нервных структур, связанных со страхом, в свою очередь, контролируется выделяемыми «страшными» гормонами – они воздействуют на рецепторы мозга, в частности, на миндалевидное тело. Ответ организма приводит к тому, что мы начинаем бояться по-другому – например, реагируем на новые стимулы и быстрее обучаемся испытывать реакцию испуга. Иначе говоря, страх приводит к комплексным физиологическим реакциям организма, в том числе не очень приятным – например, усилению новых страхов.

Зачастую страх, с которым мы сталкиваемся в жизни, не является врожденным, а связан с обучением и контролируется высшими корковыми структурами. Таким образом, можно предположить, что сознание способно влиять на формирование и проявление страха.

Страх без особых причин

Это объясняет, почему сегодня человек боится не представляющих настоящую угрозу, а вполне безобидных вещей. Страхи, которыми мы не располагаем с рождения, а обрастаем в течение жизни, называются приобретенными. Откуда они берутся, если раздражитель не несет никакой очевидной угрозы? Почему мы боимся знакомиться с другими людьми или испытываем тревогу при виде клоуна?

В лабораторных условиях исследователи показали, что страх можно привить как павловский условный рефлекс. Изначально нейтральный стимул, предмет или звук, сопровождается негативным подкреплением: громким звуком или коротким электрическим ударом. Эксперименты, проведенные на разнообразных видах – от улиток до человека – продемонстрировали, что в таком случае стимул из нейтрального переходит в пугающий.

Кроме того, поскольку человек – социальный вид, часть страхов прививается нам окружающими людьми, то есть обществом. В этом случае работает установка, знакомая еще нашим первобытным предкам: если все чего-то боятся, то и мне стоит бояться тоже. Это помогало выживать людям времен племенного строя, но сейчас служит источником иррациональных страхов.

Человек, получивший негативный опыт публичного выступления или знакомства с девушкой может не осознавать своих чувств. Однако уже в следующий раз организм будет реагировать так, будто перед человеком находятся пауки и змеи, а не люди, которые не представляют прямой и очевидной угрозы. Древний механизм старается защитить нас, но попутно может повредить качеству жизни.

Иррациональная боязнь и как ее победить — советы от Альфа-Банка

Для лечения посттравматического синдрома, тревожности и фобий психиатры применяют методику «встречи со своим страхом». Если человек боится пауков, то терапевтические сеансы буду предполагать встречу с источником страха в одном помещении, а впоследствии даже контакт с ним. Когда восстановить стрессовую ситуацию не представляется возможным, используется воображение. Показано, что для уменьшения неврологических и физиологических реакций, связанных со страхом, воссоздание стрессовой ситуации у себя в голове так же эффективно, как и ее воспроизведение в реальности.

Чувство страха, вызванное мнимой угрозой, – это попытка предсказать будущее. Иначе говоря, представить, как будут развиваться события, не обладая при этом всей информацией. Бывает, что перед лицом неизвестности и неопределенности человек испытывает тревогу. Это может означать, что он страдает «непереносимостью неопределенности».

В таких случаях разумный подход к мнимым угрозам, среди прочего, опирается на информированность и размышления о вероятности худшего исхода. Например, страдающим аэрофобией полезно вспомнить, что авиакатастрофы происходят гораздо реже автомобильных аварий, а система безопасности и меры предосторожности уменьшают шансы пострадать. На миллион вылетов приходится одна катастрофа, и шансы пассажира оказаться ее участником стремятся к нулю.

То же самое касается решений, от которых, как кажется, в нашей жизни зависит если не все, то очень многое. Одно из таких сложных и важных решений – это приобретение жилья в ипотеку. Чтобы справиться со страхами, которые мешают решиться на покупку квартиры, необходимо рассмотреть варианты развития событий:

    Страх не разобраться в документах

Взятие ипотеки откладывают, опасаясь допустить ошибку при оформлении договора и документов (выбрать не ту страховку, что-то упустить в графике платежей) и подписаться на неудобные для себя условия. Это может быть связано с тем, что человек не обладает полной картиной и не представляет последствий своего решения. Но сегодня оформление ипотеки — максимально прозрачный процесс. Все договоры в банке стандартные, с ними можно ознакомиться заранее и получить консультацию в банке. А самое главное — на график платежей можно влиять и менять в свою же пользу, выбирая, например, досрочное погашение.

Страх быть привязанным к одному месту

Может показаться, что ипотека определяет место жительства на долгие годы вперед. Сегодня облик городов меняется стремительно, а свобода перемещения ценится как никогда высоко. На самом деле ипотека не привязывает вас к одному месту: любую ипотечную квартиру можно как купить, так и продать.

Страх купить квартиру, которая уже находится в ипотеке

Представим, что в поисках нового жилья вы находите квартиру, которая идеально вам подходит. Единственное но — оказывается, что она уже находится в залоге. Перед вами стоит выбор: отказаться от привлекательного варианта или, если квартира действительно того стоит, заняться бумагами и разобраться в истории платежей. Если такая ситуация кажется вам маловероятной, то очень зря — согласно «Обзору рынков жилья, жилищного строительства и ипотеки», подготовленному Дом.рф, сегодня каждая вторая квартира в России покупается в ипотеку.

Не стоит ограничивать себя в выборе, даже если вам становится не по себе от одной мысли о документах. А для тех, кто всеми правдами и неправдами хочет избежать лишней головной боли, Альфа-Банк готов взять все хлопоты на себя и предлагает опцию «Выкуп из-под залога». Это новый продукт, который позволяет приобрести любую квартиру или таунхаус, находящийся в залоге у другого банка в связи с ипотекой.

Страх остаться без средств к существованию

Сумма ипотечного кредита может пугать. Но если с помощью калькулятора платежей рассчитать ежемесячные выплаты за ипотеку и пересчитать их, скажем, в количество кружек кофе из любимой кофейни, суммы уже не будут казаться такими большими. Условия позволяют выбрать более длительный срок погашения. Таким образом, можно уменьшить размер регулярного платежа, без заметного ущерба для месячного бюджета жить в собственной квартире и платить так же, как за съемную. Для спокойного будущего лучше исходить из того, чтобы ежемесячный платеж не превышал 30 процентов заработка. Помните, что собственник может управлять ипотечным кредитом: например, рефинансировать его и получить более выгодные условия и дополнительные деньги на ремонт.

Страх не быть собственником

Бытует убеждение, что ипотечная квартира принадлежит банку и ей нельзя распоряжаться — ни продать, ни подарить. Это не так: квартира, взятая в ипотеку, находится в залоге у банка до погашения кредита, но все время остается в собственности жильцов. Они вправе распоряжаться ей по своему желанию, даже сдавать в аренду (если в договоре не указано иное).

Страх не выплатить кредит

В долгосрочной перспективе есть вероятность потерять часть ежемесячного дохода. Хорошая новость заключается в том, что квартиру с ипотекой всегда можно продать, а учитывая, что на российском рынке недвижимости цены за квадратный метр только растут, вы не останетесь в минусе, а скорее приумножите капитал. Кстати, с банком тоже можно договориться. Например, воспользоваться опцией «Кредитные каникулы»: она дает отсрочку платежей на короткий срок, а если трудности затянутся, кредит можно рефинансировать и уменьшить размер платежей. В Альфа-Банке каникулы работают для любой суммы ипотечного кредита.

Если вы испытываете тревогу или боитесь чего-то, что не несет реальной опасности вашей жизни, для вас существует простой совет: подышите, расслабьте мышцы и сконцентрируйтесь на реальном мире. Так вы почувствуете, что на самом деле вам ничего не угрожает. Взгляните иррациональному страху в лицо – и рациональная часть мозга осознает, что бояться нечего.

Страх достался нам в наследство от предков как инструмент для защиты от смертельных опасностей. Однако сегодня древние эволюционные механизмы могут действовать против нас, лишая возможностей. Победить иррациональный страх, зачастую связанный с боязнью неопределенности, можно.

Сперва попробуйте поставить под сомнение собственные опасения. Затем составьте пошаговый план и подробнее изучите, с чем вам предстоит столкнуться. Все это поможет избавиться от страха и принять правильное решение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector